Приведем в
пояснение этого пример. Для ясности возьмем его не их
сверхчувственной жизни, а из обыкновенной. Предположим, я слышу
какое-нибудь известие и тотчас же составляю о нем суждение.
Спустя некоторое время, я получаю о той же вещи другое
известие, несогласное с первым. В виду этого мне приходится
изменить составленное мною раньше суждение. Это оказывает
неблагоприятное влияние на мой шестнадцати-лепестковый лотос.
Дело было бы совсем иначе, если бы я сначала подождал со своим
суждением и если бы внутренне, в мыслях и внешне, в словах, я
'промолчал' бы по отношению ко всему этому случаю, пока у меня
не явилось бы совершенно верной точки опоры для моего суждения.
Осторожность в образовании и высказывании суждений постепенно
становится особым признаком духовного ученика. Зато возрастает
его восприимчивость к впечатлениям и опытам, которые он
безмолвно пропускает мимо себя на тот случай, когда ему
придется составить суждение. Благодаря такой осмотрительности в
лепестках лотоса выступают синевато- и розовато-красные
оттенки, тогда как в противном случае, оттенки бывают
темно-красные и оранжевые.
Подобно шестнадцати-лепестковому (Человек, знакомый с
предметом узнает в этих условиях развития
'шестнадцати-лепесткового лотоса' указания о 'Пути', данные
Буддой его ученикам. Однако, здесь преследуется цель не
поучения 'буддизму', а изображения условий развития,
проистекающих из духовной науки. То, что они согласуются с
некоторыми из учений Будды не может мешать нам находить их
верными и по их собственной сущности.) лотосу образуется также
и двенадцати-лепестковый - по близости сердца. Также и в нем
половина лепестков уже существовала и была деятельна в одном из
прошлых состояний развития человека. Поэтому при духовном
ученичестве нет нужды особенно развивать эти шесть лепестков;
они появляются сами собой и начинают вращаться, когда человек
работает над остальными шестью. - Чтобы способствовать этому
развитию, человек должен опять-таки сознательно дать
определенное направление некоторым деятельностям души.
Теперь надо уяснить себе, что восприятия отдельных
духовных или душевных чувств носят различный характер. Лотос с
двенадцатью лепестками сообщает другое восприятие чем
шестнадцати-лепестковый. Последний воспринимает образы. Склад
мышлений той или иной души, законы, по которым происходит
явление природы, выступают для шестнадцати-лепесткового лотоса
в образах. Но это не застывшие, спокойные образы, а подвижные,
наполненные жизнью формы. Ясновидящий, у которого развилось это
чувство, может для каждого склада мышления, для каждого закона
природы назвать форму, в которой они отпечатываются. Мысль о
мести, например, облекается в похожую на стрелу, зубчатую
фигуру; доброжелательная мысль часто имеет образ
раскрывающегося цветка и т.д.. Определенные, значительные мысли
выражаются в правильных, симметричных образах; сбивчивые
понятия имеют сложные, кудреватые очертания. - Совершенно
другие восприятия выступают на свет, благодаря
двенадцати-лепестковому лотосу. Характер этих восприятий можно
приблизительно описать, определив их как душевную теплоту или
холод. Наделенный этим чувством, ясновидец чувствует, как от
фигур, воспринимаемым им при помощи двенадцати-лепесткового
лотоса, проливается эта душевная теплота или холод. Представьте
себе ясновидца, который развил только шестнадцати-лепестковый
лотос и не развил двенадцати-лепесткового лотоса. Тогда в
доброжелательной мысли он увидел бы только вышеописанный образ.
Другой, развивший в себе оба эти чувства, заметил бы от мысли,
кроме того, еще и это излияние, которое можно обозначить только
как душевную теплоту. - Мимоходом отметим, что при духовном
ученичестве ни одно из этих чувств никогда не развивается без
другого, так что вышесказанное надо рассматривать, только как