Рудольф Штайнер

Как достигнуть познаний высших миров

Приведем в

пояснение этого пример. Для ясности возьмем его не их

сверхчувственной жизни, а из обыкновенной. Предположим, я слышу

какое-нибудь известие и тотчас же составляю о нем суждение.

Спустя некоторое время, я получаю о той же вещи другое

известие, несогласное с первым. В виду этого мне приходится

изменить составленное мною раньше суждение. Это оказывает

неблагоприятное влияние на мой шестнадцати-лепестковый лотос.

Дело было бы совсем иначе, если бы я сначала подождал со своим

суждением и если бы внутренне, в мыслях и внешне, в словах, я

'промолчал' бы по отношению ко всему этому случаю, пока у меня

не явилось бы совершенно верной точки опоры для моего суждения.

Осторожность в образовании и высказывании суждений постепенно

становится особым признаком духовного ученика. Зато возрастает

его восприимчивость к впечатлениям и опытам, которые он

безмолвно пропускает мимо себя на тот случай, когда ему

придется составить суждение. Благодаря такой осмотрительности в

лепестках лотоса выступают синевато- и розовато-красные

оттенки, тогда как в противном случае, оттенки бывают

темно-красные и оранжевые.

Подобно шестнадцати-лепестковому (Человек, знакомый с

предметом узнает в этих условиях развития

'шестнадцати-лепесткового лотоса' указания о 'Пути', данные

Буддой его ученикам. Однако, здесь преследуется цель не

поучения 'буддизму', а изображения условий развития,

проистекающих из духовной науки. То, что они согласуются с

некоторыми из учений Будды не может мешать нам находить их

верными и по их собственной сущности.) лотосу образуется также

и двенадцати-лепестковый - по близости сердца. Также и в нем

половина лепестков уже существовала и была деятельна в одном из

прошлых состояний развития человека. Поэтому при духовном

ученичестве нет нужды особенно развивать эти шесть лепестков;

они появляются сами собой и начинают вращаться, когда человек

работает над остальными шестью. - Чтобы способствовать этому

развитию, человек должен опять-таки сознательно дать

определенное направление некоторым деятельностям души.

Теперь надо уяснить себе, что восприятия отдельных

духовных или душевных чувств носят различный характер. Лотос с

двенадцатью лепестками сообщает другое восприятие чем

шестнадцати-лепестковый. Последний воспринимает образы. Склад

мышлений той или иной души, законы, по которым происходит

явление природы, выступают для шестнадцати-лепесткового лотоса

в образах. Но это не застывшие, спокойные образы, а подвижные,

наполненные жизнью формы. Ясновидящий, у которого развилось это

чувство, может для каждого склада мышления, для каждого закона

природы назвать форму, в которой они отпечатываются. Мысль о

мести, например, облекается в похожую на стрелу, зубчатую

фигуру; доброжелательная мысль часто имеет образ

раскрывающегося цветка и т.д.. Определенные, значительные мысли

выражаются в правильных, симметричных образах; сбивчивые

понятия имеют сложные, кудреватые очертания. - Совершенно

другие восприятия выступают на свет, благодаря

двенадцати-лепестковому лотосу. Характер этих восприятий можно

приблизительно описать, определив их как душевную теплоту или

холод. Наделенный этим чувством, ясновидец чувствует, как от

фигур, воспринимаемым им при помощи двенадцати-лепесткового

лотоса, проливается эта душевная теплота или холод. Представьте

себе ясновидца, который развил только шестнадцати-лепестковый

лотос и не развил двенадцати-лепесткового лотоса. Тогда в

доброжелательной мысли он увидел бы только вышеописанный образ.

Другой, развивший в себе оба эти чувства, заметил бы от мысли,

кроме того, еще и это излияние, которое можно обозначить только

как душевную теплоту. - Мимоходом отметим, что при духовном

ученичестве ни одно из этих чувств никогда не развивается без

другого, так что вышесказанное надо рассматривать, только как

пояснительный