Рудольф Штайнер

Как достигнуть познаний высших миров

/>

побуждения. - Третий процесс касается речи. Только то, что

имеет смысл и значение, должно исходить из уст духовного

ученика. Всякий разговор ради самого разговора отводит его с

правильного пути. Духовный ученик должен избегать обычного

способа разговора, когда беспорядочно и пестро говориться обо

всем. Но при он отнюдь не должен выключать себя из общения со

своими ближними. Как раз в этом общении его речь должна

вырастать до значительности. Он говорит с каждым и отвечает

каждому, но он делает это осмысленно, всесторонне обдумав свои

слова. Он никогда не говорит необоснованно. - Он старается

говорить не слишком сжато, но и не слишком многословно. -

Четвертый процесс заключается в упорядочении внешней

деятельности. Духовный ученик старается направить свои действия

так, чтобы они согласовывались с действиями его ближних и с

событиями вокруг него. Он отказывается от поступков, мешающим

другим или стоящих в противоречии с совершающимся вокруг него.

Он старается устроить свою деятельность так, чтобы она

гармонически входила в состав окружающей его среды, его

жизненного положения и т.д.. Когда что-нибудь постороннее

побуждает его к действию, он тщательно смотрит за тем, чтобы

как можно лучше согласовать свое действие с этой побудительной

причиной. Если же он действует по собственному побуждению, то

самым отчетливым образом взвешивает все последствия своего

образа действий. - Пятое условие заключается в устроении всей

стороны жизни. Духовный ученик старается жить в согласии с

природой и духом. Он не проявляет излишней торопливости, но и

не ленится. От него одинаково далеки, как чрезмерная

поглощенность занятиями, так и небрежность. Он смотрит на

жизнь, как на средство для работы и устраивает ее сообразно

этому. Свою заботу о здоровье, свои привычки и т.д., он

располагает таким образом, чтобы в результате получилась

гармоничная жизнь. - Шестое условие касается стремлений

человека. Духовный ученик взвешивает свои способности и свои

возможности и ведет себя сообразно этому самопознанию. Он

старается не делать ничего такого, что лежит за пределами его

сил; но также - и не упускать ничего, что находится в их

пределах. С другой стороны, он ставит себе цели, связанные с

идеалами, с великими обязанностями человека. Он не входит без

всякой мысли, как колесо, в механизм человечества, а стремиться

понять свои задачи, поднимаясь над повседневным. Он стремиться

к тому, чтобы все лучше и совершеннее исполнять свои

обязанности. - Седьмое условие его душевной жизни касается

стремления возможно больше научиться от жизни. Для духовного

ученика ничего не проходит мимо, не давая ему повода собрать

полезный для жизни опыт. Если он исполнил что-нибудь

неправильно и несовершенно, это становится поводом выполнить

нечто подобное правильно или совершенно. Наблюдая действия

других, он пользуется этим для той же цели. Он старается

собрать богатое сокровище опытов и всегда заботливо сверяется с

ним. Он не делает ничего, не оглянувшись на переживания,

могущие оказать ему помощь для принятия решений и для их

выполнения. - Наконец восьмое: духовный ученик должен время от

времени направлять взор на свой внутренний мир; он должен

погружаться в самого себя, тщательно советоваться с собою,

вырабатывать жизненные правила и проверять их, мысленно

пробегать свои знания, взвешивать свои обязанности, размышлять

о содержании и цели жизни и т.д.. Все эти вещи уже обсуждались

в предшествующих главах; здесь они приводятся только в связи с

развитием шестнадцати-лепесткового лотоса. Благодаря упражнению

в них, последний становится все совершеннее и совершеннее. Ибо

от таких упражнений зависит развитие дара ясновидения. Чем

больше, например, мысли и слова человека согласуются с

процессами во внешнем мире, тем быстрее развивается этот дар.

Кто говорит или думает неправду, тот убивает