Рудольф Штайнер

Как достигнуть познаний высших миров

и не захотел бы исполнять условий, то это требование

было бы похоже на просьбу: научи меня рисовать, но избавь от

необходимости притрагиваться к кисти. - И оккультный учитель

никогда ничего не может предложить, если он не встречает

свободной воли воспринимающего. Но надо подчеркнуть, что

недостаточно одного только общего желания высших познаний.

Такое желание будет, конечно у многих. Кто имеет только это

желание и не хочет вникнуть в особенные условия оккультного

ученичества, тот ничего не сможет достигнуть. Об этом должны

подумать те, которые жалуются на трудности оккультного

ученичества. Кто не желает или не может исполнять строгих

условий, тот должен на время отказаться от оккультного

ученичества. Условия строги, но не жестоки, ибо их исполнение,

конечно, не только может, но даже и должно быть свободным

поступком.

Кто не примет этого во внимание, тому требования

оккультного ученичества легко могут показаться насилием над

душой или совестью. Ибо все обучение основано на работе над

внутренней жизнью; поэтому оккультному учителю приходится

давать советы, касающиеся внутренней жизни. Но когда что-нибудь

требуется, как результат свободного решения, то это не может

быть понято, как насилие. - Если бы кто-нибудь потребовал от

учителя: сообщи мне свои тайны, но оставь меня с моими

привычными ощущениями, чувствами и представлениями, то он

требовал бы совсем невозможного. Он хотел бы только

удовлетворить свое любопытство или любознательность. Но при

таком настроении никогда не может быть достигнуто сокровенное

знание.

Теперь разьясним по порядку условия, которые ставятся

духовному ученику. Необходимо подчеркнуть, что ни при одном из

этих условий не требуется совершенного выполнения, но

исключительно лишь стремление к такому выполнению. Вполне

выполнить условий не может никто; но вступить на путь их

выполнения может всякий. Дело идет лишь о воле, о готовности

вступить на этот путь.

Первое условие таково: ученик должен обратить внимание на

то, чтобы способствовать своему телесному и душевному здоровью.

Степень здоровья человека зависит, конечно, первоначально не от

него. Но стремиться помочь себе в этом отношении может каждый.

Только от здорового человека может исходить здоровое познание.

Нездоровому человеку не бывает отказа в духовном обучении; но

от ученика требуется, чтобы у него была воля к здоровой жизни.

- В этой области человек должен достигнуть возможной

самостоятельности. Добрые советы других, большей частью

непрошеные, которыми наделяют каждого, бывают обычно совершенно

излишними. Каждый должен стремиться следить за собой сам. - В

физическом отношении дело будет идти скорее об устранении

вредных влияний, чем в чем-нибудь другом. При исполнении наших

обязанностей нам, конечно, часто приходится брать на себя вещи,

неблагоприятные для нашего здоровья. Человек должен уметь в

случае необходимости ставить долг выше заботы о собственном

здоровье. Но как много вещей, от которых можно отказаться при

доброй воле. Во многих случаях долг должен стоять выше

здоровья, нередко даже выше жизни, но наслаждение у духовного

ученика - никогда. Для него наслаждение может быть только

средством для здоровой жизни. И в этом отношении необходимо

быть вполне честным и правдивым перед самим собой. Бесполезно

вести аскетическую жизнь, если это вытекает из подобных же

побуждений, как и другие наслаждения. Человек может находить в

аскетизме такое же удовольствие, какое другой находит в вине.

Но пусть он не надеется, что этот аскетизм будет ему как-нибудь

полезен для достижения высшего познания. - Многие видят в своем

жизненном положении причину, мешающую им продвигаться вперед в

этом направлении. Они говорят: 'В моих жизненных условиях я не

могу развиваться'. В другом отношении для многих может

оказаться заманчивым изменить условия своей жизни, но в целях