'напиток памяти'. Благодаря ему он достигает способности
постоянно иметь перед собой в духе высшие тайны. Обыкновенной
памяти для этого было бы недостаточно. Нужно слиться воедино с
высшими истинами. Нужно не только узнать их, но столь же просто
и естественно владеть ими в своей живой деятельности, как
обыкновенный человек ест и пьет. Они должны сделаться
постоянным упражнением, привычкой, склонностью. Надо сделать
так, чтобы о них не было нужды размышлять в обыкновенном смысле
слова; они должны проявляться в самом человеке, протекать в
нем, как жизненные функции его организма. Таким образом, он все
более делает себя в духовном смысле тем, чем в физическом
смысле сделала его природа.
Практические указания.
Прорабатывая себя относительно чувств, мыслей и настроений
таким образом, как это было описано в главах о подготовлении,
просветлении, посвящении, человек вызывает тем самым в своей
душе и в своем духе такое же расчленение на органы, какое
природа произвела в его физическом теле. До этой проработки
душа и дух представляют собой нерасчлененные массы. Ясновидящий
воспринимает их в виде взаимно проникающих, спиральных,
вихреобразных туманностей, которые ощущаются окрашенными в
тускло мерцающие, преимущественно красноватые и
красновато-коричневые или красновато-желтые цвета; после
проработки они начинают духовно сиять желтовато-зелеными,
зеленовато-синими цветами и обнаруживают правильное строение.
Этой правильности и связанных с ней высших познаний человек
достигает тем, что приводит свои чувства, мысли и настроения в
такой порядок, в какой природа привела его телесные функции,
так что он может видеть, слышать, дышать, переваривать пищу,
говорить и т.д.. - Постепенно, духовный ученик научается
дышать, видеть и т.д. - душой; слышать, говорить и т.д. -
духом.
Теперь надо привести несколько более подробных
практических указаний относительно высшего воспитания души и
духа. Это будут указания, которым, в сущности следовать всякий,
независимо от других правил и благодаря которым но может
сделать несколько шагов в области тайноведения.
Нужно в особенности стремиться выработать в себе терпение.
Всякое нетерпеливое движение действует парализующим и даже
убийственным образом на дремлющие в человеке высшие
способности. Нельзя требовать, чтобы в тот же день открылись
безграничные прозрения в высшие миры. Ибо тогда-то они, как
общее правило, наверно и не настанут. Довольство даже самым
незначительным достигнутым успехом, спокойствие и
невозмутимость все более должны овладевать душой. - Вполне
понятно, что ученик нетерпеливо ожидает результатов. Но тем не
менее он ничего не достигнет, пока не победит своего
нетерпения. И совершенно бесполезно, если он будет только в
обыкновенном смысле слова подавлять нетерпение. От этого оно
станет лишь сильнее. Он будет лишь обманываться относительно
него, тем прочнее наляжет в глубинах души. Можно достигнуть
чего-нибудь только тогда, если постоянно все снова и снова
отдаваться одной вполне определенной мысли, если сделать ее
окончательно своей. Эта мысль такова: 'Я должен все сделать для
развития моей души и духа; но я буду совершенно спокойно ждать
, пока высшие силы найдут меня достойным определенного
просветления'. Если эта мысль сделается в человеке настолько
могущественной, что она станет чертой его характера, тогда он
на правильном пути. Тогда эта черта характера отразится у него
и во внешнем. Выражение его глаз станет спокойным, движения
уверенными, решения определенными и все, что называют
нервностью, постепенно отойдет от него. Маленькие,
незначительные с виду правила могут иметь при этом большое
значение. Например, кто-нибудь наносит нам оскорбление. Прежде,
до нашего оккультного воспитания, мы обращали наше чувство