Рудольф Штайнер

Как достигнуть познаний высших миров

колебания дали бы уже разразиться несчастью и кто

превратил эту быструю решимость в свое постоянное качество, тот

бессознательно созрел для третьего 'испытания'. Ибо здесь дело

идет о развитии безусловного присутствия духа. - В оккультных

школах это испытание носит название 'испытания воздухом', ибо

при нем испытуемый не может опираться ни на твердую почву

внешних поводов, ни на приобретенное им во время подготовления

и просветления знакомство с тем, что открывается из красок,

форм и т.д., но опирается исключительно на самого себя.

Выдержав это испытание, духовный ученик может тогда

вступить в 'храм высших познаний'. - Все, что может быть

сказано об этом далее, ограничивается лишь самыми скудными

намеками. - О том, что теперь надлежит совершить выражается

нередко таким образом: духовный ученик должен принести 'клятву'

ничего не предавать из сокровенных учений. Но выражения

'клятва' и 'предавать' совершенно не отвечают сути дела и могут

даже первоначально ввести в заблуждение. Дело идет вовсе не о

'клятве' в обыкновенном смысле слова. Скорее можно сказать, что

на этой ступени развития ученик приобретает некоторый опыт. Он

узнает как надо применять сокровенное знание, как употреблять

его на службу человечеству. Он впервые начинает настоящим

образом понимать мир. Дело вовсе не в 'умолчании' о высших

истинах, а скорее в правильном способе применять их, в

надлежащем такте. То, о чем научаются 'молчать' это нечто

совсем иное. Ученик должен усвоить себе это прекрасное качество

относительно многого, о чем он прежде говорил, особенно же

относительно того, как он говорил. Плох был бы тот посвященный,

который не поставил бы на служение миру познанных им тайн в той

форме и мере, в какой это возможно. В этой области не

существует другого препятствия для сообщения познаний, кроме

непонимания со стороны воспринимающих. Высшие тайны, конечно не

пригодны для праздных разговорах о них. Но никому, кто достиг

описанной ступени развития, не 'запрещается' сказать что-либо о

них. Никакой другой человек и никакое существо не налагают на

него подобной 'клятвы'. Все предоставлено на его собственную

ответственность. Он научается в каждом положении совершенно

самостоятельно находить, что ему надо сделать. Слово 'клятва'

означает здесь только то, что человек созрел для несения этой

ответственности.

Если испытуемый созрел для описанной ступени, тогда он

получает то, что символически называют 'напитком забвения'. А

именно, он посвящается в тайну, как можно действовать, не

позволяя низшей памяти служить постоянной помехой. Это

необходимо для посвященного. Ибо он должен быть в состоянии

разрушать покровы воспоминаний, расстилающиеся вокруг человека

в каждое мгновение жизни. Если о чем-нибудь, встречающемся

сегодня, я сужу на основании того, что испытал вчера, то

подвергаюсь всевозможным ошибкам. Конечно, это вовсе не

означает, что надо отказаться от своего добытого в жизни опыта.

Необходимо всегда, насколько это возможно иметь его перед

собой. Но в качестве посвященного человек должен обладать

способностью обсуждать каждое новое переживание всецело из

самого себя. Каждое мгновение я должен быть готов к тому, что

всякая вещь или всякое существо может доставить мне совсем

новое откровение. Если я сужу о новом на основании старого, то

подвергаюсь заблуждению. Воспоминание о старых опытах наиболее

полезно для меня именно тем, что оно дает мне способность

видеть новое. Не имея определенного опыта я, может быть, не

увидел бы того или иного качества, встречающейся мне вещи или

существа. Но именно для видения нового, а не для суждения о

новом на основании старого должен служить опыт. В этом

отношении посвященный достигает совершенно определенных

способностей. Благодаря этому ему открывается многое,

остающееся скрытым для непосвященного.

Второй 'напиток', предлагаемый посвященному, это -