он читать в высшем
мире. Все, что прежде было только отдельным образом, звуком,
цветом, является ему теперь в великой взаимной связи. Только
теперь получает он настоящую уверенность в наблюдении высших
миров. Прежде он никогда не мог знать вполне определенно, верно
ли он видел то, что видел. И только теперь становится возможным
правильное взаимное понимание между кандидатом в посвященные и
посвященным в области высшего ведения. Ибо как бы ни сложилась
совместная жизнь посвященного с другим человеком в обыкновенной
жизни, посвященный может непосредственным образом передать
что-либо из высшего знания только на упомянутом языке знаков.
Посредством того же языка духовный ученик знакомится и с
некоторыми правилами поведения в жизни. Он узнает некоторые
обязанности, о которых прежде ничего не знал. И узнав эти
правила поведения, он может совершать вещи, имеющие такое
значение, какого никогда не могут иметь поступки
непосвященного. Он действует из высших миров. Наставления к
подобным действиям могут быть поняты только на указанном языке
письмен.
Однако нужно отметить, что бывают люди, могущие выполнить
подобные действия бессознательно, несмотря на то, что они не
прошли через духовное ученичество. Такие 'помощники мира и
человечества' проходят через жизнь, принося благословения и
благодеяния. По причинам, которых здесь незачем касаться
подробнее, им были сообщены дары, которые кажутся
сверхъестественными. Они отличаются от духовного ученика
единственно тем, что последний действует с сознанием, с полным
разумением общей связи явлений. Благодаря пройденной им школе,
он достигает того же, что было даровано первым высшими силами
на благо мира. Благодатно одаренные заслуживают искреннего
почитания; но отсюда не следует, что надо считать излишними
труды ученичества.
Когда духовный ученик изучил знаки упомянутого письма, для
него начинается дальнейшее 'испытание'. Цель его - выяснить,
способен ли он свободно и уверенно двигаться в высшем мире. В
обыкновенной жизни человек пробуждается к своим действиям
внешними мотивами. Он делает то или иное, потому что
обстоятельства возлагают на него те или иные обязанности. -
Излишне упоминать, что духовный ученик не вправе пренебрегать
ни одной из своих обязанностей в обычной жизни из-за того, что
он живет в высших мирах. Никакая обязанность в высшем мире не
может заставить человека пренебречь какой бы то ни было из его
обязанностей в обыкновенном мире. Отец семейства остается таким
же хорошим отцом семейства, мать такой же хорошей матерью,
чиновник не отвлекается от своей службы, так же как и солдат
или всякое другое лицо, когда они становятся духовными
учениками. Напротив, все свойства, делающие человека дельным
работником в жизни у духовного ученика возрастают в такой мере,
о которой непосвященный не может составить себе никакого
понятия. И если непосвященному порою - не всегда и даже редко -
может показаться, что это не так, то это происходит только от
того, что он не всегда бывает в состоянии правильно судить о
посвященном. Поступки последнего часто бывают не сразу понятыми
для другого. Но и это, как сказано, замечается только в особых
случаях.
Для достигшего названной ступени посвящения существуют
теперь обязанности, для которых не бывает никакого внешнего
повода. Его побуждают к ним не внешние отношения, а только те
правила, которые открываются ему на 'сокровенном' языке. И
второе испытание должно показать, что руководствуясь подобным
правилом, он действует так же уверенно и твердо, как, например,
чиновник, когда он исполняет свои служебные обязанности. - Для
этой цели духовным обучением ставится посвящаемому определенная
задача. Он должен совершить какое-нибудь действие, опираясь на
восприятия, получаемые им на основании знаний, приобретенных на
ступени подготовления и просветления. И это действие, которое