ничуть не
удивительно, что теперь, когда в нем развиваются духовные и
душевные силы, он не сразу замечает их. - В этом кроется
возможность заблуждения для того, кто вступает на оккультный
путь, не опираясь на опыты, собранные сведущими
исследователями. Духовный исследователь знает об успехах,
совершаемых учеником, задолго до того, как последний сам сможет
осознать их. Он знает, как у него слагаются нежные духовные
очи, прежде чем ученик начнет догадываться о них. И
значительная часть указаний духовного исследователя состоит
именно в том, чтобы вызвать в ученике те силы, которые помогут
ему сохранить доверие, терпение и выдержку, до тех пор, пока он
сам не прийдет к сознанию своих успехов. Ибо духовный наставник
ничего не может дать своему ученику такого, что - скрытым
образом - не было бы уже заложено в нем. Он может только
руководить им в деле развития дремлющих способностей. Но
сообщаемое им из своего опыта бывает опорой тому, кто из тьмы
хочет пробиться к свету.
Очень многие покидают путь к тайноведению вскоре после
того, как они на него вступили, потому что их успехи не
становятся для них тотчас же заметными. И даже, когда впервые
появляются для ученика заметные высшие переживания, он часто
смотрит на них как на иллюзии, так как он составил себе совсем
другие представления о том, что ему предстоит пережить. Он
падает духом, потому ли, что считает свои первые опыты не
имеющими никакой цены, или потому, что они кажутся ему слишком
ничтожными, и он не верит, что бы они могли привести его в
какой-либо обозримый срок к чему-нибудь значительному. Но
мужество и доверие к себе, эти два светоча, никогда не должны
угасать на пути к тайноведению. Кто не в состоянии превозмочь
себя и терпеливо продолжать упражнение, которое повидимому
бесчисленное число раз ему не удавалось, тот не уйдет далеко.
Гораздо раньше, чем отчетливо обнаружится успех, у
человека возникает смутное чувство, что он находится на верном
пути. И это чувство надо развивать и укреплять. Ибо оно может
сделаться верным водителем. Прежде всего нужно вырвать с корнем
мнение, будто высшие познания достигаются благодаря каким-то
совсем таинственным приемам. Следует уяснить себе, что исходить
приходится из чувств и мыслей, в которых человек живет
постоянно, и что он должен только дать этим мыслям и чувствам
другое направление, вместо привычного. Пусть каждый скажет себе
сначала: в мире моих собственных мыслей и чувств скрыты
высочайшие тайны; я только до сих пор не воспринимал их. Все
основано в конце концов на том, что человек постоянно носит с
собой тело, душу и дух, сознает же он, собственно говоря,
только свое тело, а не душу и дух. Духовный же ученик, приходит
к сознанию своей души и духа, подобно тому, как обыкновенный
человек сознает свое тело.
Поэтому дело идет о том, чтобы дать верное направление
чувствам и мыслям. Тогда развивается восприятие для незримого в
обыкновенной жизни . Здесь будет указан один из путей, как надо
это делать. И это опять-таки будет чем-то очень простым, как
почти все, что до сих пор сообщалось. Но оно может иметь
величайшие последствия, если настойчиво проводить это и если
человек способен отдаваться ему с необходимым интимным
настроением.
Надо положить перед собою семя какого-либо растения.
Важно, чтобы человек напряженно вызвал в себе перед этой
незначительной вещью надлежащие мысли и, благодаря этим мыслям,
развил в себе определенные чувства. Прежде всего он должен
уяснить себе, что именно он действительно видит глазами. Пусть
он опишет про себя форму, цвет и все прочие свойства этого
семени. Затем пусть он отдастся следующему размышлению. Из
этого семени, если посадить его в землю, возникнет сложное
растение. Пусть он представит себе это растение. Пусть
воссоздаст его себе в фантазии. И затем подумает так: то, что я