истины этих познаний
для лиц, которые не могут и не хотят вступить на путь к
сверхчувственному миру. И эти люди могут почувствовать какую
ценность для жизни имеют эти познания даже в том случае, когда
они получают их только из сообщений духовных исследователей. Не
каждый может сразу стать ясновидящим, но познания ясновидящих
для каждого служат действительно здоровым жизненным питанием.
Ибо каждый может применить их к жизни. И кто применит их, тот
вскоре поймет, чем может стать во всех областях обогащенная ими
жизнь, и чего она лишается, когда их исключают. Правильно
примененные в жизни, познания сверхчувственных миров
оказываются не беспочвенными, в высшем смысле практическими. Но
если кто-нибудь не хочет сам вступить на путь высшего познания,
то при некотором влечении к наблюдаемым на этом пути фактам, у
него все-таки может возникнуть вопрос: как приходит к этим
фактам ясновидящий? Эта книга должна дать интересующимся этим
вопросам картину того, что необходимо бывает предпринять, дабы
действительно познакомиться с сверхчувственным миром. Она
должна описать путь в этот мир таким образом, чтобы и не идущий
этим путем мог получить доверие к словам того, кто им шел. Ибо
ознакомившись с тем, что делает для этого духовный
исследователь, можно найти путь его правильным и сказать себе:
описание пути в высшие миры производит на меня такое
впечатление, что я могу понять, почему сообщаемые факты кажутся
мне убедительными. И так, эта книга должна послужить тем, кто
хочет укрепиться и утвердиться в своем чувстве и ощущении
истины сверхчувственного мира. Но она хотела бы также
предложить что-нибудь и тем, которые сами ищут пути к
сверхчувственным познаниям. Лучше всего испытают истину
изложенного здесь те, которые осуществят ее на самих себе. Кто
приходит с таким намерением, тому полезно будет никогда не
упускать из виду, что при описаниях душевного развития
необходимо нечто большее, чем простое ознакомление с
содержанием, как это обычно делается в других исследованиях.
Необходимо интимно вжиться в это описание; необходимо сделать
предпосылку, что понимание какой-нибудь вещи нужно почерпать не
только из сказанного о ней самой, но и из много такого, что
сообщается о совсем других вещах. Таким образом, человек
получает представление, что существенное заключается не в одной
истине, а в созвучии их всех. Всякий, кто хочет делать
упражнения, должен подумать об этом очень серъезно. Можно
правильно понять упражнение и правильно выполнять его, и
все-таки оно может подействовать неправильно, если выполняющий
не присоединит к нему еще другого упражнения, разрешающего
односторонность первого в душевную гармонию. Кто вдумчиво
прочтет эту книгу, так, что чтение станет для него как бы
внутренним переживанием, тот не только ознакомится с ее
содержанием, но и испытает в разных местах ее различные
чувства; и благодаря этому он узнает, какой вес для душевного
развития имеет та или иная подробность. Он найдет также, в
какой форме следует именно ему стараться делать то или иное
упражнение, сообразно его особой индивидуальности. Когда дело
идет, как здесь, об описании таких процессов, которые должны
быть пережиты, то всегда оказывается необходимым все снова и
снова возвращаться к содержанию; ибо легко можно убедиться, что
многое только тогда бывает понято удовлетворительно, когда мы
испытали это на деле и заметили некоторые тонкости, которые
прежде неизбежно ускользали.
Однако, и такие читатели, которые не намерены сами идти
очерченным путем, найдут в этой книге много пригодного для
своей внутренней жизни; они найдут жизненные правила, указания,
как разъясняется то или иное, что им казалось загадочным, и
т.д.
И многие, уже знакомые с тем или иным переживанием,
благодаря своему жизненному опыту, и уже прошедшие в некотором