Рудольф Штайнер

Как достигнуть познаний высших миров

своей большей осведомленности и своего превосходства. -

В этом смысле полезно для каждого прислушиваться к детям. Самый

мудрый может безмерно научиться от детей. - Таким образом

человек достигает того, что начинает отрешенно выслушивать

слова других, с полным устранением своей собственной личности,

ее мнений и образа чувств. Упражняясь таким образом в

выслушивании без всякой критики даже и тогда, когда

произносятся мнения, совершенно противоречащие его убеждению,

или когда ему подносятся 'самые превратные' суждения, он

мало-помалу научается совершенно сливаться с существом другого,

всецело растворяться в нем. Он вслушивается тогда сквозь слова

в самую душу другого. Благодаря продолжительному такого рода

упражнению звук делается, наконец, настоящим средством для

восприятия души и духа. Конечно, для этого необходимо

наистрожайшее самовоспитание. Но оно ведет к высокой цели. Если

эти упражнения производить в связи с другими, указанными выше и

относящимися к звучанию в природе, тогда в душе человека

вырастает новое чувство слуха. Она становится способной

воспринимать вести из духовного мира, которые не выражаются во

внешних звуках, воспринимаемым физическим ухом. Пробуждается

восприятие 'внутреннего слова'. Духовному ученику постепенно

открываются истины из мира духа. Он слышит обращенную к нему

духовную речь. (Только к тому, кто путем самоотверженного

слушания достигает действительной способности воспринимать

изнутри, в тишине, без всякого движения своего личного мнения

или личного чувства, могут говорить высшие существа, о которых

идет речь в тайноведении. Пока выслушиваемое встречает со

стороны ученика какое-либо мнение или какое-либо чувство,

существа безмолвного мира безмолвствуют). - Все высшие истины

достигаются благодаря этой обращенной к нам 'внутренней речи'.

И все, что можно услышать из уст истинного духовного

исследователя, бывает получено им таким путем. Но этим не

сказано, что бесполезно заниматься тайноведческими сочинениями

до тех пор, пока человек сам не может внимать таким образом

'внутренней речи'. Напротив, чтение этих сочинений и внимание

учениям исследователей духа являются сами по себе средством

достигнуть собственного познания. Каждая мысль, высказанная в

тайноведении, способна направить услышавшего ее туда, куда ему

необходимо прийти, если душа хочет поистине сделать шаг вперед

в своем развитии. Ко всему сказанному следует, напротив,

присоединить изучение того, что сообщают миру духовные

исследователи. При всяком духовном ученичестве подобное

изучение входит в состав подготовительной ступени. И если

кто-нибудь захотел применить все остальные средства, не усвоив

сначала учений исследователей духа, он не пришел бы к цели. Ибо

эти учения почерпнуты их живого 'внутреннего слова' из 'живой,

внутренне переданной речи', поэтому они сами обладают духовной

жизнью. Они не просто слова. Они не просто слова. Они живые

силы. И в то время, как ты читаешь книгу, возникшую из

действительного внутреннего опыта, в твоей душе действуют силы,

делающие тебя ясновидящим, подобно тому, как силы природы из

живого вещества образовали твои глаза и уши.


Просветление.


Источником просветления служат очень простые переживания.

И здесь также дело идет о том, чтобы развить известные мысли и

чувства, дремлющие в каждом человеке и которые должны

пробудиться. Только того, кто с полным терпением, строго и

настойчиво упражняется в этих простых переживаниях, они могут

привести к восприятию явлений внутреннего света. Начало можно

положить, рассматривая определенным образом различные предметы

и существа природы, например, прозрачный, хорошо сформированный

камень (кристалл), растение или животное. Сначала надо

постараться следующим образом направить все свое внимание на

сравнение камня с животным. Приводимые здесь мысли должны

проходить через душу, сопровождаемые