требуется для собственного его преуспевания
и для развития мира.
Дальнейшая забота ученика должна быть посвящена миру
звуков. Здесь надо различать между звуками, которые
производятся так называемыми безжизненными вещами (падением
тела, колоколом или музыкальным инструментом), и теми, которые
происходят от живого (от животного или от человека). Слыша
колокол, человек может воспринять звук и связать с ним приятное
чувство; слыша же крик животного, он кроме этого чувства ощутит
в звуке еще и откровение внутреннего переживания животного, его
удовольствия или страдания. С этого рода звуков духовный ученик
и должен начать свое упражнение. Он должен все свое внимание
направить на то, что звук возвещает ему что-то, находящееся вне
его собственной души. И он должен погрузиться в это чужое. Он
должен тесно связать свое чувство с этим страданием или
удовольствием, возвещаемым ему через звук. Он должен отрешиться
от того, чем является для него этот звук, приятен ли он ему или
неприятен, привлекает ли к себе или отталкивает; его душу
должно наполнять только то, что происходит в самом существе, от
которого исходит звук. Кто планомерно и намеренно будет делать
эти упражнения, тот приобретет через это способность, так
сказать сливаться с существом, от которого исходит звук.
Человеку, одаренному музыкальной чуткостью, такое воспитание
своей душевной жизни будет легче, чем немузыкальному. Но все же
не следует думать, что музыкальное чувство может заменить
подобное воспитание. Духовному ученику надо учиться ощущать
таким образом, отзываясь на всю природу. - И благодаря этому в
мир чувства и мысли погружается зачаток новой способности. Вся
природа звучанием своим начинает нашептывать человеку тайны.
Что раньше было для его души невразумительным шумом, то через
это становится исполненным смысла языком природы. И в чем он
раньше при звучании так называемых безжизненных вещей, слышал
только звук, в том он воспринимает теперь новый язык души.
Подвигаясь вперед в этом воспитании своих чувств, он вскоре
замечает, что он может слышать то, о чем раньше не подозревал.
Он начинает слышать душою.
Чтобы ученик мог достичь той вершины, которая вообще
достижима в этой области, к этому должно присоединиться затем
еще другое. - Особенно важно для развития духовного ученика то,
как он внимает разговору других людей. Он должен приучиться
делать это так, чтобы его собственный внутренний мир при этом
совершенно безмолвствовал. Когда кто-нибудь высказывает мнение,
а другой выслушивает его, то в душе последнего пробуждается
обыкновенно согласие и противоречие. Многие, конечно, тотчас
почувствуют побуждение высказать это свое согласие или
противоречие. Но духовный ученик должен заставить замолчать
всякое такое согласие или противоречие. Дело идет здесь вовсе
не о том, чтобы он сразу изменил свой образ жизни и пытался
непрерывно достигать этого внутреннего, основного безмолвия. Он
должен только положить начало, поступая так в отдельных
случаях, которые он выбирает умышленно. Тогда совсем медленно и
постепенно, как бы сам собой, этот новый род слушания
прокрадется в его привычки. - При духовном исследовании
планомерно упражняются в этом. Ученики чувствуют себя
обязанными, ради упражнения, выслушивать в разное время самые
противоположные мысли и приводить при этом совершенно к
безмолвию всякое свое согласие или, особенно, всякое
отрицательное суждение. При этом важно, чтобы безмолвствовали
не только все рассудочные суждения, но также и все чувства
неудовольствия и отрицания, а также и согласия. Особенно
тщательно должен ученик всегда наблюдать за собой, не
присутствует ли в нем эти чувства, если и не на поверхности, то
хотя бы в самой внутренней глубине его души. Ему следует,
например, выслушивать мнения людей, стоящих в каком-либо
отношении значительно ниже его, и подавлять при этом всякое