во внешней жизни
ученика из-за того, что он начинает следовать этому правилу. Он
по-прежнему исполняет свои обязанности; он терпит первоначально
те же горести и переживает те же радости, как и раньше. Он
отнюдь не может стать благодаря этому отчужденным от 'жизни'.
Более того, в течение всего остального дня он может тем полнее
отдаваться этой 'жизни', потому что в эти выделенные мгновения
он приобщается 'высшей жизни'. Мало-помалу эта 'высшая жизнь'
окажет свое влияние и на обычную. Покой выделенных мгновений
распространит свое действие также и на остальной день. Весь
человек станет спокойнее, получит уверенность во всех своих
действиях, не будет выходить из равновесия из-за возможных
случайностей. Постепенно такой начинающий ученик будет все
больше и больше сам руководить собою и все меньше давать
руководить собой обстоятельствам и внешним влияниям. Такой
человек скоро заметит, каким источником силы являются для него
эти выделенные им промежутки времени. Он перестает раздражаться
на вещи, на которые он раньше раздражался; множество вещей,
которых он раньше боялся, перестанут внушать опасения. Он
усвоит совершенно новый взгляд на жизнь. Прежде он, может быть,
робко приступал к тому или иному делу. Он говорил себе; о, у
меня не хватит сил сделать это так, как я бы хотел. Теперь ему
больше не приходит эта мысль, но приходит совершенно иная. А
именно, отныне он говорит себе: я соберу всю мою силу, чтобы
исполнить мое дело самым лучшим образом, как я только могу. И
он подавляет ту мысль, которая может сделать его нерешительным.
Ибо он знает, что именно нерешительность может повлечь за собой
худшее исполнение его дела, и во всяком случае эта
нерешительность отнюдь не поможет ему сделать лучше то, что ему
предстоит сделать. И таким образом в жизнепонимание ученика
проникают одна за другой мысли, которые действуют плодотворно и
благоприятно на его жизнь. Они заступают место тех, которые
действовали на него задерживающим и ослабляющим образом.
Твердым и уверенным ходом начинает он вести свой жизненный
корабль посреди волн жизни, между тем как прежде эти волны
швыряли его из стороны в сторону.
Этот покой и эта уверенность оказывают в свою очередь,
действие и на все существо человека. Благодаря им растет и
внутренний человек. А вместе с ним растут те внутренние
способности, которые приводят к высшим познаниям. Ибо благодаря
своим, сделанным в этом направлении успехам, ученик постепенно
достигает того, что он сам начинает определять, как должны
влиять на него впечатления внешнего мира. Он слышит, например,
какое-нибудь слово, который другой хочет оскорбить его или
раздражить. До своего ученичества он бы и оскорбился и
раздражился. Теперь же, вступив на путь ученичества, он в силах
отнять у слова его оскорбляющее или раздражающее жало, прежде,
чем оно найдет путь внутрь его. Или вот другой пример. Человек
легко теряет терпение. Он вступает на путь ученичества. В
минуты своего покоя он так сильно проникается чувством
бесцельности всякого нетерпения, что с тех пор при каждом
переживаемом им нетерпении в нем тотчас же возникает это
чувство. Готовое уже вспыхнуть нетерпение исчезает, и время,
которое иначе было бы потеряно на представления вызываемые
нетерпением, теперь может быть наполнено каким-нибудь полезным
наблюдением, сделанным во время ожидания.
Теперь нужно представить себе все значение сказанного.
Вспомним, что 'высший человек' в человеке находится в
непрестанном развитии. Но только описанные покой и уверенность
дают ему возможность закономерного развития. Волны внешней
жизни со всех сторон теснят внутреннего человека, если не сам
человек владеет этой жизнью, а она владеет им. Такой человек
подобен растению, которое принуждено развиваться в расщелине
скалы. Оно чахнет до тех пор, пока ему не создадут простора. Но
внутреннему человеку никакие внешние силы не могут создать