существо, его 'Я', сливается с
некоторыми событиями и существами окружающего мира. Эфирное
существо человека должно узнавать себя также и в том, что
является для него внутренним, но в совсем ином роде, чем как
оно привыкло рассматривать это 'внутреннее' в чувственном мире.
В элементарном мире есть силы, события и существа, к которым,
хотя они и являются в известном отношении 'внешним миром',
человек должен все же обращаться так, как если бы они
принадлежали к его собственному 'Я'. Как эфирное существо,
человек включен в элементарное существо мира. В
физически-чувственном мире у него есть мысли; он соединен с
ними так, что может рассматривать их как входящие в состав его
'Я'. И как в чувственном мире воздействуют на него мысли, столь
же интимно воздействуют на эфирное существо его, на внутреннюю
глубину его, силы, события и т.д., которые относятся к нему,
однако, не как мысли, но как существа, живущие с его душой и в
его душе. Поэтому при ясновидении необходима большая внутренняя
сила, чем какая требуется душе, чтобы утвердить свою
самостоятельность по отношению к своим мыслям. И подготовка к
истинному ясновидению заключается главным образом в таком
внутреннем укреплении и усилении души, чтобы она могла
почувствовать себя как самостоятельное существо, не только
когда в ней живут мысли, но и когда в поле ее сознания, и как
часть ее собственной сущности, появляются силы и существа
элементарного мира.
Та же сила души, посредством которой она утверждает себя
как существо элементарного мира, присутствует и в обыкновенной
жизни человека. Душа первоначально ничего не знает об этой
силе, но она обладает ею. Для того, чтобы обладать ею
сознательно, она должна сначала вооружиться. Для этого она
должна усвоить себе ту внутреннюю душевную крепость, которая
приобретается при подготовке к ясновидению. Пока человек не
может решиться усвоить себе эту внутреннюю душевную крепость,
до тех пор у него будет понятная боязнь перед признанием
окружающего духовного мира, и он будет бессознательно прибегать
к иллюзии, будто этого духовного мира не существует, или он
непознаваем. Эта иллюзия помогает ему справляться с
инстинктивной боязнью перед сращением или слиянием его
самостоятельного существа (его 'Я') с неким сущностным духовным
внешним миром.
Кто проникнет в изложенное здесь положение вещей, тот
придет к признанию эфирного существа человека 'за' физически
чувственным, и сверхчувственного эфирного (элементарного) мира
-- за физически воспринимаемым.
В элементарном мире ясновидческое сознание находит нечто
сущностное, имеющее некоторую самостоятельность, подобно тому,
как в чувственном мире физическое сознание находит мысли,
которые не самостоятельны и не сущностны. Вживание в
элементарный мир ведет затем к тому, что этих частично
самостоятельных существ человек начинает видеть в более
обширной связи. Как если бы он стал рассматривать члены
физического тела сначала в их частичной самостоятельности, а
затем признал бы, что они существуют в целом теле, как части
тела -- так и для ясновидческого сознания отдельные существа
элементарного мира соединяются в жизненные члены великого тела
духа, которое затем, в дальнейшем ходе ясновидческого
переживания, познается, как элементарное (сверхчувственное)
жизненное тело Земли. В этом жизненном теле Земли эфирное тело
человека само чувствует себя членом.
Это движение вперед в ясновидении есть вживание в сущность
элементарного мира. Этот мир оживлен существами самого
различного рода. Выразить деятельность этих сущностных сил
можно только очертив образно их различные особенности. Там есть
существа, у которых можно найти сродство со всему что стремится
к прочности, к твердости, к тяжести. Их можно обозначить, как
души земли. (А если не мнить себя (пташкам умным и не пугаться