В душе
человека живет многое, о чем сама душа сначала ничего не знает,
о чем она лишь постепенно приобретает знание, совершенно так
же, как и о существах и событиях внешнего мира. Духовный мир
для души -- прежде чем он бывает ею познан -- есть нечто
совершенно чуждое, не содержащее по своим свойствам ничего
такого, что душа может узнать через свои переживания в
чувственном мире. Таким образом, бывает возможно для души
предстать перед этим духовным миром и увидеть в нем совершенное
'ничто'. Душа может почувствовать себя как бы смотрящей в
бесконечную пустую, безжизненную пропасть. Такое чувство
действительно бывает в первоначально бессознательных глубинах
души. Душа испытывает чувство, родственное боязни или страха;
она живет в нем, сама не зная о том. Но на жизнь души оказывает
влияние не только то, о чем она знает, но также и то, что в ней
действительно живет, неведомо для нее самой. Если душа ищет в
области своего мышления 'доводов для возражения' и
'доказательств' против духовного мира, то это происходит не от
того, что эти 'доводы' принудительны для нее сами по себе, но
оттого, что душа ищет, чем бы оглушить себя, чтобы сплетись от
описанного чувства. Отрицателем духовного мира или возможности
познания его человек становится не потому, что можно доказать
его 'несуществование', но потому, что хочет наполнить душу
мыслями, обманно отвлекающими от 'боязни перед духовным миром'.
Освобождение от, этого томительного искания материалистических
средств оглушить себя, чтобы спастись 'от боязни перед духовным
миром', может наступить лишь тогда, когда бывает принято во
внимание все сказанное здесь об условиях душевной жизни.
'Материализм', как 'феномен душевного страха', является важной
главой в науке о душе.
Эта 'боязнь перед духовным' становится понятной, когда
человек пробьется к познанию духовного. Когда он уразумеет, что
события и существа чувственного мира суть внешнего выражения
сверхчувственных событий и существ. Это понимание наступает уже
тогда, когда человек прозревает, что тело, которое чувственно
воспринимается им, и с которым одним только и имеет дело
внешняя наука, есть выражение для тонкого, сверхчувственного
(эфирного) тела, в котором, как в облаке, содержится
чувственное (или физическое), подобно более плотному ядру. Это
эфирное тело есть второй член человеческого существа. В нем
основа жизни физического тела. Но по отношению к этому эфирному
телу человек не в такой степени обособлен от внешнего мира, как
в своем физическом теле он обособлен от физического внешнего
мира. Если по отношению к эфирному точу и говорится о внешнем
мире, то при этом имеется в виду не физический внешний мир,
воспринимаемый чувствами, но духовный окружающий мир, который
по сравнению с физическим миром столь же сверхчувствен, как
эфирное тело человека -- по сравнению с физическим. Как
существо эфирное, человек находится в эфирном (элементарном)
мире. Когда человек начинает сознавать то, что он переживает
всегда, но о чем он при обычном переживании ничего не знает, а
именно -- что, как существо эфирное, он пребывает в
элементарном мире, когда он начинает сознавать это, то это
бывает совершенно иное сознание, чем при обыкновенном
переживании. Это сознание наступает при ясновидении.
Ясновидение знает тогда о том, что всегда имеет место в жизни,
но что бывает скрыто от обычного сознания.
При обычном сознании человек говорит себе 'Я', разумея при
этом существо, представляющееся в его физическом теле. В мире
чувств здоровая душевная жизнь его основана на этом познании
себя, как существа, обособленного от остального мира. Эта
здоровая душевная жизнь была бы нарушена, если бы человек
обозначил какие-либо существа или события внешнего мира как
принадлежащие к своему 'Я'. Но дело обстоит иначе, поскольку
человек переживает себя, как эфирное существо, в элементарном