существо; он живет в
нем, как в своем 'другом Я'. Поскольку он, как существо, есть
'другое Я', он живет в астральном теле, подобно тому, как он
живет в теле физическом и эфирном. Как окружение физического
тела есть мир физический, а окружение эфирного тела -- мир
элементарный, так окружение астрального тела есть область духа.
Существа одинакового рода и происхождения с 'другим Я'
человека действуют в физическом и элементарном мире, как
ариманические и люциферические силы. Характер их воздействия
делает понятным отношение астрального тела человека к эфирному
и физическому.
Первоисточник эфирного тола следует искать в
давнопрошедшем состоянии Земли, в ее так называемом периоде
Солнца.
Схематически, согласно предыдущему, человека можно
рассматривать так::
1) Физическое тело в физически-чувственном окружающем
мире. Благодаря ему человек познает себя как самостоятельное
особое существо (как 'Я').
2) Тонкое (эфирное) тело в элементарном окружающем мире.
Благодаря ему человек познает себя как члена жизненного тела
Земли, а тем самым и как члена трех следующих друг за другом
планетарных состояний.
3) Астральное тело в чисто духовном окружающем мире.
Благодаря ему человек является членом этого духовного мира,
отражения которого суть миры элементарный и физический. В нем
находится 'другое Я' человека, получающее свое выражение в
повторных земных жизнях.
О 'СТРАЖЕ ПОРОГА' И О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ
ЯСНОВИДЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ
Своим переживанием в чувственном мире человек стоит вне
мира духовного, в котором, как было указано выше, коренится его
существо. Какое значение для человеческого существа имеет это
переживание, можно понять, если вспомнить, что, вступая в
сверхчувственные миры, ясновидческое сознание нуждается в
укреплении тех именно сил души, которые вырабатываются в
чувственном мире. Без этого укрепления душа чувствует некоторую
боязнь перед вступлением в сверхчувственный мир. Она даже
пытается спастись от этого вступления, отыскивая
'доказательства' невозможности такового вступления.
Если же душа чувствует себя достаточно сильной для
вступления, если она сознает в себе силы позволяющие ей после
вступления, утвердить самостоятельность своего существа и
переживать в поле своего сознания не только мысли, но и
существ, как это необходимо в элементарном и духовном мире, то
она чувствует также, что она могла собрать эти силы, только
благодаря жизни в физическом мире. Она убеждается, что в ее
мировом пути ей необходимо пройти через чувственный мир.
Это уразумение дается в особенности теми переживаниями
ясновидческого сознания, которые находятся в связи с мышлением.
При вступлении в элементарный мир, сознание наполняется
существами, воспринимаемыми образно. В пределах этого мира, по
отношению к его существам, ему совсем не приходится развивать
внутренней душевной деятельности, похожей на ту, которую
человек развивает в своей мыслительной жизни в пределах
чувственного мира. Тем не менее, человек совершенно не мог бы
разобраться в этом элементарном мире и утвердить себя в нем как
человеческое существо, если бы он не вступал в него с
мышлением. Без мыслящего рассмотрения он мог бы, конечно,
созерцать существ элементарного мира; но ни об одном из них он
не мог бы поистине знать, что оно такое. Он был бы подобен
человеку, стоящему перед письменами, которые он не может
прочесть; такой человек видит своими глазами совсем то же
самое, как и тот, который может прочесть эти письмена, но
значение и сущность они имеют только для последнего.
Тем не менее, во время своего пребывания в элементарном
мире, ясновидческое сознание развивает совсем не такую
мыслительную деятельность, какая протекает в чувственном мире.