Рудольф Штайнер

Порог духовного мира

узнает, что с их деятельностью в нижнем мире

связано еще и нечто другое. Имея ареной своей деятельности этот

мир, они не чувствуют себя связанными с ним, поскольку он не

подобен им и их силам; они ощущают себя так, как если бы

продолжали оставаться в верхнем мире, откуда они берут свое

начало. В нижнем мире они стремятся к самостоятельности,

которой они никогда не могли бы иметь в верхнем мире. В

особенности сказывается это в воздействии ариманических существ

на человека, поскольку человек образует высшее царство природы

чувственного мира. Они стремятся сделать самостоятельной

душевную жизнь человека, поскольку она связана с чувственным

бытием его, стремятся вырвать ее из верхнего мира и включить ее

всецело в свой собственный мир. Как мыслящая душа, человек

имеет начало свое в верхнем мире. Становясь ясновидящей,

мыслящая душа опять вступает в этот верхний мир. Но,

раскрываясь в мире чувственном и будучи связано с ним, мышление

содержит в себе нечто такое, что нужно обозначить как влияние

ариманических существ. Эти существа как бы хотят сообщить

чувственному мышлению в мире чувств некоторым образом

пребывающий характер. Между тем, как силы их приносят смерть,

они хотят исторгнуть от смерти мыслящую душу, и лишь остальную

сущность в человеке ввергнуть в поток уничтожения. По их

намерениям, сила человеческого мышления должна оставаться в

пределах чувственного и принимать бытие, которое все более и

более должно становиться похожим на природу ариманического.

В нижнем мире вышеописанное выражается только в своем

действии. Человек может стремиться к тому, чтобы в мыслящей

душе своей проникнуть силами, которые признают духовный мир и

сознают себя живущими и пребывающими в нем. Но он может также

мыслящей душой своей отвратиться от этих сил; он может

употребить свое мышление на постижение одного только

чувственного мира. Искушения пойти по этому последнему пути

исходят от ариманических сил.


ОБ АСТРАЛЬНОМ ТЕЛЕ И О ЛЮЦИФЕРИЧЕСКИХ СУЩЕСТВАХ. О

СУЩНОСТИ ЭФИРНОГО ТЕЛА

Другой род духовных существ, которых можно наблюдать из

мира духа, действующих в мире чувственном (а также в

элементарном), как на усвоенной ими для себя арене, это те

существа, которые хотят совсем освободить чувствующую душу от

мира чувственного, то есть хотят как бы одухотворить ее. Жизнь

в мире чувств входит в состав мирового порядка. Когда

человеческая душа живет в мире чувств, она проходит в нем

развитие, входящее в состав условий ее существования. То, что

она погружена в эту чувственную область, является результатам

деятельности существ, которых человек познает в верхнем мире.

Наперекор этой деятельности работают другие существа, которые

хотят вырвать чувствующую душу из условий чувственной

деятельности. Пусть эти существа будут здесь названы

люциферическими.

Таким образом, люциферические существа в мире чувств как

бы подстерегают все, что есть в этом мире душевного

(чувствующего), дабы извлечь это из мира чувств и включить в

свою собственную мировую область, сходную с их природой. Если

наблюдать из верхнего мира деятельность этих люциферических

существ, то ее можно заметить также в элементарном мире. В

последнем они стремятся завладеть областью таких сил, которых,

по их намерениям, не должна коснуться тяжесть чувственного

мира, хотя существами верхнего мира им предназначено быть

погруженными в этот чувственный мир. Как ариманические существа

остались бы в своих пределах, если бы они вызывали только

коренящееся в мировом строе временное уничтожение

существования, так и люциферические существа не преступили бы

области своего собственного царства, если бы они пронизали

чувствующую душу силами, в которых душа ощущала бы снова порыв

подняться над принуждениями чувственного мира, и почувствовать

себя по отношению к этим принуждениям