Рудольф Штайнер

Теософия

уяснить себе самого себя лишь, когда он вполне

уяснит себе значение мышления в своем собственном существе. Мозг - есть

телесное орудие мышления. Только человек с нормальными глазами может видеть

цвета, так и соответственно построенный мозг служит ему для мышления. Все

тело человека построено так, что в органе духа, в мозгу, оно находит свой

венец. Лишь тогда можно постичь строение человеческого мозга, если

рассматривать его в отношении к его задаче, состоящей в том, чтобы быть

орудием мыслящего духа. Это показывает нам сравнительный обзор животного

царства. У амфибий головной мозг еще мал сравнительно со спинным мозгом, у

млекопитающих он сравнительно больше, у человека он наибольший по отношению

ко всему остальному телу.


Против таких замечаний, касающихся мышления, какие высказываются здесь

господствует немало предрассудков. Некоторые люди часто склонны недостаточно

ценить мышление, и выше ставить 'внутреннюю жизнь чувств', 'ощущение'.

Говорят даже, что к высшим познаниям поднимаются не 'трезвым мышлением', но

теплотою чувства, непосредственною силой ощущений. Люди, которые так

говорят, опасаются притупить чувство ясным мышлением. Это, конечно, так при

обыденном мышлении, касающемся только области полезного. Но при том

мышлении, которое ведет в высшие области бытия, происходит обратное. Нет

такого чувства и энтузиазма, которые своей теплотой, красотой и

возвышенностью могли бы сравниться с теми ощущениями, которые зажигаются

чистыми, кристально ясными мыслями, относящимися к высшим мирам. Высшие

чувства - это совсем не те, которые достигаются путем энергичной работы

мысли.


Человеческое тело обладает строением, соответствующим мышлению. Те же

вещества и силы, что находятся в человеческом теле в таком сочетании, что

через это сочетание может проявляться мышление. Это минеральное,

образованное сообразно своей задаче строение будет называться в последующем

изложении физическим телом человека.


Это организованное с расчетом на мозг, как на свое средоточие,

минеральное строение возникает путем размножения и получает свой законченный

облик путем роста. Размножение и рост человек имеет общим с растениями и

животными. Размножением и ростом живое отличается от безжизненного минерала.

Живое происходит от живого, через зародыш. Потомок примыкает к предкам в

ряду живых. Те силы, благодаря которым возникает минерал, мы должны искать в

самих веществах, которые его составляют. Горный хрусталь образуется

посредством сил, присущих кремнию и кислороду, сил, которые соединены в нем.

Силы, образующие дуб, мы должны искать окольным путем, через зародыш, в

материнском и отцовском растениях. И форма дуба переходит при размножении от

предков к потомкам. Есть внутренние, прирожденные живому, условия. Было

грубым воззрением на природу, когда думали, что низшие животные, даже рыбы,

могут образовываться из тины. Формы живого размножаются путем

наследственности. Как будет развиваться живое существо, это совершенно

зависит от того, от каких отцовского и материнского существ оно возникло,

или, иными словами, к какому виду оно принадлежит. Вещества, из которых оно

состоит, сменяются постоянно, вид же остается в течение жизни и наследуется

потомками. Итак, вид есть то, что определяет сочетание веществ. Эта сила,

образующая вид, должна быть названа жизненной силой. Как минеральные силы

выражаются в кристаллах, так жизненная сила выражается в видах или в формах

растительной и животной жизни.


Человек воспринимает минеральные силы телесными чувствами. И он может

воспринимать лишь то, для чего у него есть такие чувства. Без глаза нет

восприятия света, без уха нет восприятия звука. У низших организмов есть

только род чувства осязания. Для них существуют лишь те минеральные силы,

которые познаются осязанием. По мере того, как у высших животных развиваются

другие чувства, для них окружающий мир, воспринимаемый также и человеком,

становится разнообразнее,