телесных чувств.
Надо упомянуть также и о тех существах, которые не нисходят до мира
душ, но оболочка которых соткана лишь из образований страны духов. Человек
воспринимает их, становится им сопричастен, когда он раскрывает для них
духовное зрение и духовный слух.
Благодаря такому раскрытию, для человека становится понятным многое из
того, что без этою он мог лишь созерцать, не понимая. Вокруг него становится
светло, он видит причины того, что в чувственном мире отражается, как
следствия. Он понимает то, что без этою духовною зрения он или совсем бы
отрицал, или же по отношению к нему он принужден был бы довольствоваться
изречением: 'На небе и земле есть многое, о чем не снилось вашей школьной
мудрости'. Люди, воспринимающие более утонченно духовно, начинают
становиться беспокойными, когда предчувствуют вокруг себя иной, чем
чувственный мир, смутно воспринимают его и принуждены двигаться в нем
ощупью, словно слепой среди видимых предметов. Лишь ясный взгляд в эти
высшие области белка, разумное проникновение в то, что в них происходит,
может действительно укрепить человека и привести его к его истинному
назначению. Только благодаря разумению того, что скрыто для чувств, человек
расширяет свое существо так, что свою жизнь до этою расширения он ощущает,
как 'мечтания о мире'.
О МЫСЛЕ-ФОРМАХ И О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ АУРЕ
Было сказано, что создания каждого из трех миров становятся реальностью
для человека лишь тогда, когда у него есть способности или органы для их
восприятия. Известные явления в пространстве человек воспринимает, как
световые явления, лишь потому, что у него есть хорошо устроенный глаз. В
какой мере то, что действительно есть, может раскрыться для данного
существа, это зависит от его способности восприятия. Поэтому человек никогда
не должен говорить: реально лишь то, что он может воспринять. Может быть
реальным многое, для восприятия чего у него не достает органов.
Мир душ и страна духов так же реальны, даже в гораздо более высоком
смысле реальны, чем чувственный мир. Правда, никакой чувственный глаз не
может увидеть чувства, представления, однако, они реальны. И так же, как при
посредстве своих внешних чувств, человек, как восприятие, имеет перед собой
телесный мир, так для его духовных органов становятся восприятиями чувства,
порывы, инстинкты, мысли и т.д. Точно так же, как, например,
пространственные явления чувственным глазом могут быть восприняты, как
цветовые явления, так же и вышеупомянутые душевные и духовные явления могут
через посредство внутренних чувств стать воспринятыми, аналогичными
чувственным цветовым явлениям. Вполне понять, в каком смысле это сказано,
может, впрочем, лишь тот, кто пошел по описанному в последующей главе пути
познания, и, благодаря этому, развил в себе свои внутренние чувства. Для
него становятся сверхчувственно-видимыми душевные явления в окружающем его
мире душ и духовные явления в духовной области. Чувства, которые он
переживает в другом существе, для него излучаются, словно световые явления,
мысли, на которые он обращает свое внимание, проносятся в духовном
пространстве. Для него мысль человека, относящаяся к другому человеку, не
является чем-то не воспринимаемым, но воспринимаемым явлением. Как
действительная реальность, струится мысль от одного человеческого существа,
устремляясь к другому. И то, как эта мысль воздействует на другого,
переживается в духовном мире, как воспринимаемое явление. Таким образом, для
того, чьи духовные чувства открыты, физически воспринимаемый человек есть
лишь часть всего человека. Этот физический человек становится средоточием
душевных и духовных истечений. Можно лишь указать на тот богатый,
разнообразный мир, который раскрывается здесь перед видящим. Например,
человеческая мысль, которая иначе живет лишь в мыслительном понимании