Эта высшая форма душевной вещественности
играет в душевном пространстве роль, подобную свету в физическом
пространстве. Она обусловливает то, что одно душевное образование как бы
впитывает в себя, ради них самих, бытие и сущность других, или, можно также
сказать, дает им осенить себя. Лишь благодаря тому, что душевные существа
черпают из этих высших областей, пробуждаются они к истинной душевной жизни.
Их тупая жизнь во мраке раскрывается наружу, светится и сама излучается в
душевное пространство, вялое, тупое колебание во внутреннем, стремящемся
благодаря антипатии, когда имеются налицо одни лишь вещества низших
областей, становится силой и подвижностью, которые исходят изнутри и,
струясь, изливаются наружу. Текучая возбудимость второй области действует
лишь при встрече образований. Тогда на самом деле одно вливается в другое.
Но здесь необходимо прикосновение. В высших областях царит свободное
излучение, излияние. (Совершенно справедливо определяют сущность этой
области как 'излучение', ибо развивающаяся симпатия действует так, что тут
можно применить, как символ, выражение, заимствованное от действия света.)
Как растение чахнет в погребе, так чахнут душевные образования без
оживляющих их душевных веществ высших областей. Душевный свет, деятельная
душевная сила, и собственно душевная жизнь в тесном смысле принадлежат этим
областям, и отсюда сообщаются душевным существам.
Таким образом, мы должны различать три нижние и три верхние области
душевного мира, и обе связаны четвертой, так что получается следующее
подразделение душевного мира:
1) Область пламени вожделений. 2) Область текучей возбудимости. 3)
Область желаний. 4) Область радости и печали. 5) Область душевного света. 6)
Область деятельной душевной силы. 7) Область душевной жизни.
Благодаря первым трем областям, душевные образования получают свои
свойства в силу соотношения антипатии и симпатии, благодаря четвертой
области, вибрирует симпатия внутри самих душевных образований, благодаря
трем высшим областям, сила симпатии становится все более и более свободной,
сияюще и оживляюще реют душевные вещества этой области через душевное
пространство, пробуждая то, что иначе без них погибло бы в замкнутости
личного бытия.
В сущности, это казалось бы совершенно излишним, но в виду большей
ясности мы должны подчеркнуть здесь, что эти семь подразделений мира душ не
представляют собой отдельных друг от друга областей. Так же, как в
физическом мире твердое, жидкое и газообразное взаимно проникают друг в
друга, так же в душевном взаимно проникают друг друга пламя вожделений,
текучая возбудимость и силы мира желаний. И подобно тому, как в физическом
тепло пронизывает тела, свет озаряет их, то же самое происходит и в душевном
с радостью и печалью и с душевным светом. Нечто подобное происходит и с
деятельной душевной силой и с собственной душевной жизнью.
ДУША В МИРЕ ДУШ ПОСЛЕ СМЕРТИ
Душа - есть связующий член между духом человека и его телом. Ее силы
симпатии и антипатии, которые своим взаимоотношением обусловливают душевные
проявления, как то: вожделение, возбудимость, желание, радость, печаль и
т.д. - действуют не только между теми или другими душевными образованиями,
они проявляются также и по отношению к существам других миров, физического и
духовного мира. Пока душа живет в теле, она, поэтому до известной степени
принимает участие во всем, что происходит в этом теле. Если физические
отправления тела протекают правильно, в душе возникает радость и довольство,
если же эти отправления нарушены, наступают неудовольствие и боль.
Также принимает душа участие и в деятельности духа: одна мысль
наполняет ее радостью, другая, отвращением, верное суждение получает
одобрение души, ложное - ее неодобрение.
И ступень развития человека зависит от того, в ту или иную сторону