потому что в качестве духовного человека каждый составляет свой особый род.
Против вышесказанного можно возразить, что это чистейшие измышления
ума, и можно потребовать здесь внешних доказательств, к которым привыкла
обычная наука естествознания. Но на эта должно сказать, что перевоплощение
духовного человека есть явление, не принадлежащее к области физических
фактов, но проходящее всецело в духовной области. И к этой области не имеют
доступа ни одна из наших обыкновенных духовных сил, кроме мышления. Тот, кто
не хочет доверять силе мышления, тот и не может уяснить себе высшие духовные
факты.
Для того, чьи духовные очи открылись, вышеуказанные течения мысли
действуют с точно, такой же силой, как действует какое-нибудь явление,
происходящее перед его физическими глазами. Кто признает за так называемыми
'доказательствами', построенными по методу обыкновенном науки
естествоведения, больше силы и убедительности, чем за вышеприведенными
доводами о значении биографии, тот может быть великим ученым, в обычном
значении этого слова, но от путей истинно духовного исследования он еще
очень далек.
Одним из самых дурных предрассудков является то, когда духовные
свойства человека стараются объяснить унаследованием от отца, матери или
иных предков. Тот, кто, например, придерживается предрассудка, что Гете
унаследовал от матери и отца то, что является его главной сутью, с таким
человеком навряд ли что поделаешь доводами, ибо в нем лежит глубокая
антипатия к беспристрастному наблюдению. Материалистический гипноз мешает
ему увидеть соотношения явлений в их настоящем свете.
В подобных разъяснениях даны указания, позволяющие проследить
человеческое существо за пределами рождения и смерти. В границах,
определенных рождением и смертью, человек принадлежит к трем мирам:
телесности, душевному и духовному. Душа образует посредствующий член между
телом и духом, пронизывая третий член тела, душевное тело, способностью к
ощущениям, и, проникая в первый член духа. Само-дух, как душа сознательная.
Поэтому в течение жизни душа сопричастна как телу, так и духу. Эта
сопричастность выражается во всем ее бытии. От организации душевного тела
будет зависеть, как сможет развернуть душа ощущающая свои качества. И с
другой стороны, от жизни души сознательной будет зависеть, насколько сможет
развиться в ней Само-дух. Чем лучше строение душевного тела, тем совершеннее
становятся сношения души ощущающей с внешним миром. И тем богаче и сильнее
становится Само-дух, чем больше пищи доставляет ему душа сознательная. Мы
уже указали на то, что в течение жизни через переработанные переживания и
через плоды этих переживаний Само-дух получает эту пищу. Ибо указанное
взаимодействие между душой и духом может быть лишь там, где душа и дух
заключены друг в друге, проникнуты друг другом, значит, в пределах
объединения 'Само-духа' с душой 'сознательной'.
Прежде всего, рассмотрим взаимодействие душевного тела и души
ощущающей. Правда, душевное тело, как выяснилось, есть тончайшее
преобразование телесности, но все же оно принадлежит к телесности и зависит
от нее. Тело физическое, эфирное тело и тело душевное в известном отношении
образуют одно целое. Поэтому и душевное тело подчинено законам физической
наследственности, через которую тело получает свой облик. И так как оно есть
наиболее подвижная, как бы самая преходящая форма телесности, то оно и
выказывает самые подвижные и преходящие явления наследственности. И оттого,
в то время как физическое тело менее всего разнится в расах, народах,
поколениях, и в эфирном теле, хотя оно и являет собой большие отклонения,
для отдельных людей все же преобладает несомненное сходство - это различие
очень велико в отношении тела душевного. В нем выражается то, что мы уже
ощущаем как внешнюю, личную особенность человека. Поэтому, оно есть также