Ты познал тайну о великом Космическом Ритме.
Ты теперь знаешь о вечной смене Циклов Вселенной.
Ты захочешь узнать и дальнейшее:
Что же устанавливает длительность этих периодов?
Что же дает импульс повторным рождениям Космоса из Небытия?
Слушай, что расскажет об этом легенда.
В древне-индусской книге 'Вишну-Пурана' есть такое место:
'Не было ни дня, ни ночи, ни земли, ни тьмы, ни света, ничего, кроме
Единого, непостижимого разумом, или Того, что есть Парабраман'.
Вспомним такие фрагменты из первой легенды, в которых говорится о
'Едином в его дыхании без вздоха' и о 'Нерушимом Вечном Дыхании, не знающем
себя'.
Эти отрывки говорят о том, что во время Маха Пралайи, когда все
сущее растворилось в небытие, все же остается существовать нечто
Нерушимое. Это есть Великий Космический Принцип, беспричинная Причина
Бытия, который после Махи Пралайи вызовет появление Вселенной. Так же как
после потухания огня, после его растворения в небытие остается 'принцип
огня', который делает возможным повторное проявление огня, вызывающее его к
бытию. Этому великому божественному принципу или закону в легендах дано
название - 'Парабраман' - То, что лежит за Браманом, что находится по ту
сторону Брамана-Космоса.
Это Единое и Бесконечное Начало существует от Вечности, являясь
пассивным либо активным в регулярной и гармонической последовательности. При
начале периода деятельности совершается распространение этого Божественного
Начала - и видимый мир является конечным результатом длинной цепи
космических сил, последовательно приведенных в движение. Так же, когда
наступает возвращение к пассивному состоянию, происходит сокращение
Божественного Начала и предыдущее созидание постепенно и последовательно
растворяется. В другой Древней Книге об этом сказано так:
'Выдыхание непознаваемого Начала рождает мир, а вдыхание заставляет его
исчезать. Этот процесс продолжается
извечно, а наша Вселенная есть лишь одна из бесконечных серий, не
имеющих ни начала, ни конца.'
Эта величественная причина всего сущего легендами древности полагалась
в основу мироздания. Все древние народы поклонялись этому Божественному
Началу под разными наименованиями, соответствующими каждому народу, каждой
стране. Вот как славословит это великое понятие один из гимнов
Абсолюту-Парабраману:
Ты - Един, начало всех чисел и основа всех построений.
Ты - Един, и в тайне Твоего Единства теряются мудрейшие
из людей, ибо они не знают его.
Ты - Един и Твое Единство никогда не умаляется и никогда не расширяется
и не может быть изменено.
Ты - Един, но не как элемент исчисления, ибо Твое Единство не допускает
умножения, изменения или формы.
Ты - существуешь, но в Себе Одном, ибо никто другой не
может существовать с Тобой.
Ты - существуешь прежде всех времен и вне всякого места.
Ты - существуешь и Твое существование так глубоко и сокровенно, что
никто не может проникнуть в Твою Тайну и открыть ее.
Ты - жив, но вне времени, которое можно установить или знать.
Ты - живешь, но не силою духа или души, ибо Ты есть сам
Душа всех Душ!
Во всех легендах и гимнах указывается, что этот Вездесущий Вечный
Беспредельный и Непреложный Принцип превышает мощь человеческого понимания.
Он может быть лишь умален человеческими выражениями и уподоблениями. Поэтому
считается, что никакие рассуждения о нем невозможны. Так Сократ неизменно
отказывается обсуждать тайну Мировой Сущности. Абсолют есть Беспредельность,
поэтому всяческие суждения о Нем неизбежно будут лишь ограничениями Его.
Величие и красота Беспредельности не укладывается ни в нашем ограниченном
представлении, ни в наших терминах, и должны оставаться в пределах
Несказуемого. Поэтому Непознаваемая Причина Космоса остается Величайшей
Тайной, навсегда непостижимой.
Мы можем постигать лишь различные аспекты и проявления этого Абсолюта,
этой вечно невидимой Души Космоса.
Во всех легендах Парабраман или Абсолют являются чисто философским
понятием - принципом, законом или началом, на котором зиждется Бытие,
Небытие Космоса. Но служители религий персонифицировали это философское
понятие, переделав его в идею 'Единого Бога', 'Творца Земли и Неба'. Таким
умалением это великое понятие было низведено до бога-личности,