Раймонд Моуди

Жизнь после жизни

не менее

некоторые из этих элементов были почти универсальными.

4. В моей обобщенной модели нет ни одного элемента,

который встретился бы всего лишь в одном рассказе. Каждый был

обнаружен во многих независимых сообщениях.

5. Порядок, в котором умирающий человек проходит различные

этапы, кратко перечисленные выше, может отличаться от того,

который перечислен в моей 'теоретической модели'. Например,

многие люди рассказывают, что они видели 'светящееся существо'

до того или одновременно с тем, как они покинули свое

физическое тело, а не так, как это дано в модели, т. е.

некоторое время спустя. Однако порядок, в котором этапы

приведены в модели, является очень типичным и сильные

отклонения от него редки.

6. Насколько далеко заходит умирающий в прохождении этапов

гипотетической полной последовательности событий зависит от

того, действительно ли он был в состоянии клинической смерти.

Похоже на то, что люди, которые были 'мертвыми' пережили более

яркий и полный опыт чем те, которые только приблизились к

смерти, а те, которые были 'мертвы' в течение более длительного

периода зашли дальше тех, которые были 'мертвы' в течение

короткого промежутка времени.

7. Несколько человек, с которыми я беседовал, были

признаны умершими, реанимированы и в своем последующем рассказе

не упоминали ни об одном из этих общих элементов. Фактически,

они говорили, что они не


могут вообще ничего вспомнить о своей 'смерти'. Весьма интересны случаи,

когда мне приходилось беседовать с людьми, которые были признаны

умершими неоднократно с разрывом в несколько лет. Они рассказывали, что

не испытывали ничего в одном случае, но имели достаточно полный опыт в

другом.

8. Необходимо подчеркнуть, что я пишу в основном о

сообщениях, отчетах и рассказах, которые люди сообщили мне во

время бесед. Таким образом, когда я говорю, что данный элемент

обобщенного 'полного' опыта отсутствует в данном сообщении, это

не значит, что я обязательно подразумеваю, что он не имел места

в опыте этого человека. Я всего лишь имею ввиду, что этот

человек не говорил мне об этом элементе или, что из его

рассказа нельзя сделать определенного заключения, что он его

пережил. С учетом всех этих оговорок давайте рассмотрим

некоторые основные этапы и события, имеющие место во время

умирания.


НЕВЫРАЗИМОСТЬ


Основа взаимопонимания при пользовании языком зиждется на

существовании широкой сферы обшечеловеческого опыта, к которому

причастно большинство из нас. Это обстоятельство является

источником существенных затруднений, осложняющих самообсуждение

тех явлений, о которых речь пойдет ниже. События, пережитые

теми, кто непосредственно приблизился к смерти, лежат настолько

вне общечеловеческого опыта, что есть все основания ожидать

определенных лингвистических трудностей при попытках выразить

то, что с ними произошло. Именно так и происходит на самом

деле. Люди, испытавшие это, все как один характеризуют свой

опыт как не поддающийся описанию, то есть 'невыразимый'. Многие

подчеркивают это. 'Просто нет слов, чтобы выразить то, что я

хочу сказать' или 'Просто не существует прилагательных и

превосходных степеней, чтобы описать это'. Одна женщина описала

мне это в очень сжатой форме так:

'Для меня настоящая проблема попытаться вам сейчас это

обьяснить, потому что все слова, которые я знаю являются

трехмерными. В то же время, когда я это переживала, я не

переставала думать: 'Ну вот, когда я проходила геометрию, меня

учили, что существуют только три измерения, и я всегда этому

верила. Но это неверно. Их больше. Да, конечно, наш мир, тот, в

котором мы живем сейчас живем, - трехмерный, но мир иной,

совершенно определенно, не трехмерен. И именно поэтому так

трудно рассказать вам об этом. Я должна описать вам это в

словах, которые являются трехмерными. Это наилучший способ

объяснить, что