столь близкого контакта со смертью, не совсем подходящая
модель для исследования перевоплощения. Другие методы могут и
должны быть использованы для исследования перевоплащения.
Некоторые используют, например, метод 'воспоминания
прошедшего'(' '). Некое лицо подвергается гипнозу и ему
предлагается мысленно возвращаться во все более и более ранние
этапы его жизни. Когда он достигает наиболее ранних
впечатлений, которые он получил в своей настоящей жизни, ему
предлагают вспомнить то, что было до этого! С этого момента
многие испытуемые начинают подробно рассказывать о своей
предыдущей жизни, происходившей в отдаленные времена, в совсем
других местах. В некоторых случаях эти рассказы с замечательной
точностью соответствуют действительным событиям. Это бывает
даже тогда, когда было точно установлено, что испытуемый не мог
каким-либо обычным способом узнать о событиях, лицах и месте,
которые он так точно описал в своем рассказе. Наиболее известен
случай Бриди Мерфи, но имеется много и других случаев, иногда
не менее впечатляющих и хорошо документированных, но не столь
хорошо известных. Для тех, кто желает ознакомиться с этими
явлениями подробно, можно рекомендовать прекрасное исследование
Иона Стевенсона 'Двадцать случаев возможного перевоплощения'.
Необходимо также упомянуть о том, что Тибетская Книга Мертвых,
в которой весьма подробно рассказывается о этапах посмертного
существования, говорит о том, что перевоплощение имеет место
значительно позже, то есть уже после тех событий, о которых
рассказывают обследованные мною лица.
'Приходилось ли вам интервьюировать кого-либо, кто имел
предсмертный опыт в связи с попыткой самоубийства? И если так,
то отличались ли чем-либо их ощущения?'
Да, я знаю несколько случаев, в которых попытка
самоубийства очевидно сопровождалась 'смертью' (в том смысле,
как мы здесь обсуждаем). Такого рода опыт единодушно
характеризуется как весьма болезненный.
Как сказала одна женщина, 'если вы покидаете этот мир со
страдающей душой, ваша душа будет страдать и там'. Короче, эти
люди свидетельствуют о том, что конфликт, который они пытались
разрешить путем самоубийства, остается и тогда, когда они
умирают, но появляются новые трудности. В своем внетелесном
опыте они уже ничего не могут сделать для решения своих
проблем, и кроме того, им приходится видеть трагические
последствия совершенного ими. Один человек, который был
подавлен смертью своей жены, застрелился, 'умер', но потом был
оживлен. Он рассказывает: 'Я не попал туда, где была моя жена.
Я попал в ужасное место... Я немедленно увидел, какую ошибку я
совершил... Я подумал, -я хотел бы, чтобы это не было сделано
мною'.
Другие, испытавшие это неприятное состояние говорили, что
им казалось, что они обречены на долгое пребывание в таком
положении. Они ощущали это как наказание за 'нарушение правил',
выразившееся в попытке преждевременно освободиться от жизни,
некоего 'задания', исполнения определенного жизненного
назначения. Такого рода замечания хорошо согласуются с тем, что
говорили мне некоторые другие люди пережившие 'умирание' при
других обстоятельствах. Тем не менее, они говорили о том, что
им сказано, что самоубийство - большое несчастье, которое
сопровождается жестоким наказанием. Один человек, который
пережил предсмертный опыт во время несчастного случая, говорил
следующее: 'Пока я был там... я отчетливо ощущал, что есть две
вещи, совершенно запрещенные для меня, -убить себя и убить
кого-либо другого... Если бы я совершил самоубийство, это
означало бы, что я швырнул бы Божий Дар Ему в лицо... Убить
кого-либо другого, - означает помешать Божественному замыслу в
отношении этого человека'. Подобные чувства, которые я слышал
во многих свидетельствах, содержатся в большинстве древних
богословских и моральных аргументаций против самоубийства.