средней школе,
но я скорее следовала за всеми, чем придумывала что-нибудь
новое. Я была последователем, а не лидером. После того, как это
случилось, и я пыталась рассказать об этом подругам, они просто
начинали считать меня сумашедшей, - так мне казалось. Я снова
рассказывала об этом и меня слушали с интересом, но потом я
слышала как обо мне говорили: 'Она дейстительно немного
тронулась'. В тех случаях, когда я видела, что это замечание
просто шутка, я старалась разьяснить все это. Я не пыталась
поразить всех, - 'Вот здорово, -смотрите, какая страшная штука
произошла со мной!' Я только хотела сказать, что нам необходимо
больше знать о жизни, гораздо больше, чем знаю, скажем, я или
мои знакомые'.
4. 'Когда я очнулась, я попробовала рассказать о
случившемся сестрам, которые за мной ухаживали. Но они
посоветовали мне не обсуждать всего этого, так как мне это,
дескать, только привиделось'.
Как говорит один из моих пациентов: 'Очень быстро вы
начинаете понимать, что люди не воспринимают ваш рассказ так,
как вам хочется. Вы просто не в состоянии преодолеть какой-то
барьер и рассказать обо всем этом'. Довольно интересно. что
только в одном случае из всех обследованных мною, врач
обнаружил интерес к переживаниям, связанным с предсмертным
опытом и даже выразил к ним определенную симпатию.
Одна девушка после перенесенного ею внетелесного опыта
рассказывала мне:
'Моя семья и я просили доктора объяснить нам, что со мной
произошло. Он сказал, что это довольно часто случается с людьми
во время сильных болей и травм, потому что душа в этих случаях
оставляет тело'.
Если учесть скептицизм и почти полное непонимание с
которым сталкиваются люди, пытающиеся обсудить пережитый ими
предсмертный опыт, то неудивительно, что он в чем-то
отклоняется от нормы, поскольку никто не переживал того, что
случилось с ним. Как, например, один мужчина говорил мне: 'Я
был там где никто никогда не был'.
Часто случалось, что когда после первого детального
интервью о перенесенном опыте смерти я говорил этому человеку,
что другие рассказывали мне о точно таких же событиях и
ощущениях, то он переживал чувство огромного облегчения. 'Это
очень интересно узнать о том, что другие люди пережили такой же
опыт, потому что я не понимал... Я действительно счастлив
услышать об этом и узнать, что оказывается не я один прошел
через это. Теперь я знаю, что я не сумасшедший. Для меня это
всегда было чем-то совершенно реальным, но я никогда никому
ничего не рассказывал. Я боялся, что обо мне будут думать:
'Когда он отключился, то наверное повредился в уме и так у него
это и осталось'. Иногда я думал о том, что, наверное, и другие
переживали такой же опыт как и я, но едва ли мне удасться
встретиться с кем-нибудь, кто знает о таком человеке, потому
что я не думал, что кто-нибудь об этом расскажет. Если бы
кто-нибудь пришел и рассказал мне об этом же до того, как я
побывал там, то я вероятно тоже решил бы, что этот человек
просто выставляется, потому что в нашем обществе это частенько
бывает'.
Однако, есть еще и другая причина из-за которой некоторые
проявляют сдержанность в рассказах о своем опыте другим людям.
Они чувствуют, что пережитое ими так трудно описать, это
настолько выходит за рамки нашего языка, образа мышления и
всего привычного существования, что просто бесполезно пытаться
что-то объяснить.
ВЛИЯНИЕ НА ЖИЗНЬ
По причинам, которые были только что изложены, ни один из
моих пациентов не соорудил себе портативного аналоя и не пошел
проповедовать денно и нощно о своем опыте. Никто не порывался
убедить других или попытаться всех убедить в реальности того,
что им довелось пережить. На самом деле, как я убедился,
трудность состоит в совершенно обратном: люди обычно очень
сдержаны в рассказах о том, что с ними произошло.