'Были возможны вещи, невозможные теперь. Ваше сознание
совершенно отчетливо. Это было приятно. Мое сознание могло
воспринимать все явления и сразу разрешать возникающие вопросы,
не возвращаясь снова и снова к одному и тому же. Немного
позднее, все, что я пережил в жизни, достигло такого состояния,
когда каким-то образом стало иметь смысл'.
Характер восприятия похож и не похож на восприятие
физического тела. В некоторых отношениях духовное состояниях
более ограничено. Как мы видели, (т. е. внутренне ощущение
тела) как таковое отсутствует. В двух примерах пациенты
говорили, что у них отсутствовали температурные ощущения, хотя
многие рассказывали о том, что они чувствовали приятную
теплоту. Никто из опрошенных лиц не говорил о вкусовых или
обонятельных ощущениях.
С другой стороны, ощущения, которые соответствуют
физическому слуху и зрению остаются неизменными и для духовного
тела. Они даже становятся более совершенными по сравнению с
физическим состоянием. Один мужчина говорил, что когда он был
'мертв', его зрение было несравненно более острым. Вот его
слова: 'Я просто не мог понять, как я могу видеть так далеко'.
Женщина высказывающаяся о своем предсмертном опыте замечает:
'Казалось, что это духовное зрение не знает границ. Я могла
видеть что угодно и где угодно'. Это состояние очень наглядно
описано в следующем разговоре с одной женщиной, которая
находилась в состоянии клинической смерти вследствии
несчастного случая:
'Была необычайная суматоха, люди бегали вокруг санитарной
машины. Когда я всматривалась в окружающих, чтобы понять, что
происходит, то предмет сразу приближался ко мне, точно как в
оптическом устройстве: и я как будто находилась в этом
устройстве. Но в тоже время мне какзалось, что часть меня, т.
е. то, что я буду называть моим сознанием, оставалось на месте,
в нескольких ярдах от моего тела. Когда я хотела разглядеть
кого-либо, находящегося от меня на некотором расстоянии, то мне
казалось, что часть меня, нечто вроде какого-то тела,
притягивалось к тому, что я хотела бы видеть. В то время мне
казалось, чтобы не происходило в любой точке Земли я при
желании могла бы там быть'.
'Слух', присущий духовному состоянию, очевидно может быть
назван так лишь по аналогии с тем, что имеет место в физическом
мире, так как большинство опрошенных свидетельствуют о том, что
они на самом деле слышали не физический звук или голос. Скорее
им казалось, что они воспринимают мысли окружающих их лиц, и,
как мы увидим позже, этот же механизм непосредственной передачи
мыслей играет очень важную роль на поздних стадиях опыта
смерти.
Одна дама описывает это так:
'Я могла видеть окружающих меня людей и понимать все о чем
они говорят. Я же слышала их так, как я слышу вас. Это больше
походило на то, как если бы я узнала, что они думают, но это
воспринималось только моим сознанием, а не через то, что они
произносили. Я уже понимала их буквально за секунду до того,
как они открывали рот, чтобы что-то сказать'.
Наконец на основании одного уникального и очень
интересного сообщения, можно видеть, что даже жестокая травма
физического тела не оказывает каких-либо вредных последствий на
ощущения духовного тела. В этом примере речь идет о мужчине,
потерявшем большую часть ноги в результате несчастного случая
после чего последовала клиническая смерть. Он знал об этом, так
как отчетливо видел свое искалеченное тело с некоторого
расстояния, так же как доктора, оказывавшего ему первую помощь.
Однако, в то время, когда он был вне своего тела:
'Я мог ощущать свое тело так, как если бы оно было целым.
Я ощущал себы целым и я чувствовал, что я весь так, т. е. в
духовном теле, хотя это было не так'.
Затем, следует указать на то, что в этом бестелесном
состоянии личность как бы отрезана от себе подобных. Человек