это не вызовет сомнений. Все согласны, что интеллект
человека со всеми подчиненными ему функциями имеет целью познание. Но
относительно эмоций: радости, горя, гнева, страха, любви, ненависти,
гордости, сострадания, ревности; относительно чувства красоты, эстетического
наслаждения и художественного творчества; относительно морального чувства;
относительно всех религиозных эмоций: веры, надежды, благоговения и пр. и
пр. -- относительно всей человеческой деятельности -- дело не так ясно. Мы
обыкновенно не видим, что все эмоции и вся человеческая деятельность служат
познанию. Каким образом страх, или любовь, или работа служат познанию? Нам
кажется, что эмоциями мы чувствуем, работой -- создаем. Чувствование и
создавание кажутся нам чем-то отличным от познания. Относительно работы,
творчества, создавания мы скорее склонны думать, что они требуют познания, и
если служат ему, то только косвенно. Точно так же непонятно для нас, каким
образом служат познанию религиозные эмоции.
* * *
Обыкновенно эмоциональное противопоставляется интеллектуальному;
'сердце' противопоставляется 'уму'. С одной стороны ставят 'холодный ум' или
интеллект, а с другой стороны -- чувства, эмоции, художественное
наслаждение, -- и затем опять отдельно -- нравственное чувство, религиозное
чувство, 'духовность'.
Недоразумение здесь лежит в понимании слов интеллект и эмоция.
Между интеллектом и эмоцией нет резкого различия. Интеллект, взятый в
целом, тоже есть эмоция. Рибо в 'Психологии чувств' очень определенно
говорит об 'интеллектуальной эмоции'. В первичном виде -- это любопытство,
жадное, личное, служащее личным целям; постепенно оно превращается в
любознательность, сначала тоже личную, но постепенно переходящую в жажду
знания ради знания, в чистую и сверхличную интеллектуальную эмоцию.
Все эмоции проходят тот же самый путь. От всех понемногу отпадают
личные элементы; все, усложняясь и утончаясь, делаются сверхличными; а те,
которые не могут стать сверхличными, атрофируются и умирают.
Но в обыкновенном разговорном языке и в 'разговорной психологии' ум
противопоставляется чувству; дальше в качестве отдельной и самостоятельной
способности ставится воля; моралисты совершенно отдельно ставят нравственное
чувство; люди религиозные отдельно ставят духовность или веру.
Говорят: ум победил чувство; воля победила желание; чувство долга
победило страсть; духовность победила интеллектуальность; вера победила
разум.
Но все это -- неправильные выражения разговорной психологии, настолько
же неправильные, насколько неправильны выражения 'восход' и 'закат' солнца.
В действительности в душе человека нет ничего, кроме эмоций. И душевная
жизнь человека есть борьба или гармоническое существование различных эмоций.
Это совершенно ясно видел Спиноза, когда он сказал, что эмоция может
быть побеждена только другой, более сильной эмоцией, и ничем другим.
Ум, воля, чувство долга, духовность, побеждая какую-нибудь эмоцию,
могут победить ее только заключающимся в них эмоциональным элементом.
Подвижник, который убивает в себе все желания и страсти, убивает их желанием
спасения. Человек, отрекающийся от всех наслаждений мира, отрекается ради
наслаждения жертвой, отречением. Солдат, умирающий на посту из чувства
долга, делает это потому, что эмоция преданности или верности в нем сильнее
всех других. Человек, которому его нравственное чувство подсказывает, что он
должен подавить в себе страсть, делает это потому, что нравственное чувство
(то есть эмоция) сильнее в нем всех других чувств, других эмоций.
В сущности это все просто и ясно, как день, и запуталось только потому,
что люди, называя разные степени одного и того же разными именами, начинали
видеть коренные различия там, где были только различия в степени.
Воля есть равнодействующая желаний. Мы называем человеком с сильной
волей того, у кого воля идет по определенной линии, не уклоняясь в стороны,
и человеком со слабой волей того, у кого линия воли идет зигзагами,
уклоняясь то туда, то сюда, под влиянием каждого нового желания. Но это не
значит, что воля и желание -- нечто противоположное. Наоборот -- это одно и
то же, потому что воля слагается из желаний.
Ум не может победить чувство, потому что чувство может быть побеждено
только чувством. Ум может дать только