ощущаемому, пожалуй, и могла бы стоить
всей жизни'.
'В этот момент, -- как говорил он однажды Рогожину в Москве, -- в этот
момент мне как-то становится понятно необычайное слово о том, что времени
больше не будет. Вероятно, -- прибавил он, улыбаясь, -- это та самая
секунда, в которую не успел пролиться опрокинувшийся кувшин с водой
эпилептика Магомета, успевшего, однако, в ту самую секунду обозреть все
жилища Аллаховы'.
* * *
Наркоз или эпилепсия совсем не необходимые условия мистических
состояний у обыкновенных людей.
'В некоторых условиях окружающей нас природы кроется особая власть,
вызывает подобные мистические состояния', -- говорит Джемс.
Правильнее было бы сказать, что во всех условиях окружающей нас природы
кроется эта власть. Перемена времен года: первый снег, начало весны,
дождливые и теплые летние дни, запах осени -- будят в нас странные
'настроения', которых мы сами не понимаем. Иногда эти настроения усиливаются
и доходят до ощущения полной слитости с природой. У каждого человека есть
свои моменты, которые на него действуют сильнее. На некоторых мистически
действует гроза, на других восход солнца, третьих точно гипнотизирует и
втягивает в себя море, четвертых поглощает, заполняет и подчиняет себя лес,
пятым бесконечно много говорят и притягивают их к себе скалы, шестые
подчинены огню. Я уже указывал раньше, что влияние женщины на мужчину и
мужчины на женщину заключает в себе много этого мистического ощущения
природы, которое дается лесом, степью, морем...
Меня посещало иногда сознание близости Бога, -- пишет один из
корреспондентов Джемса, -- это было нечто... куда я входил, как часть входит
в целое, и что управляло мною. Я чувствовал тогда родство с -деревьями,
травами, с птицами, насекомыми, со всем, что есть в природе. Сознание, что я
существую, что я часть падающего дождя, облачных теней, древесных стволов,
-- наполняло меня восторгом.
Один мой знакомый писал мне о подобном же испытанном им состоянии.
Это было в Мраморном море, зимой, дождливый день. Высокий берег и скалы
вдали были совершенно фиолетового цвета всех оттенков до самого нежного,
переходящего в серый и сливавшегося с серым небом. Море было свинцовое с
серебром. Я запомнил все эти краски. Пароход шел на север. Немного качало. Я
стоял у борта и смотрел на волны. Белые гребни издалека бежали к нам
навстречу. Волна подбегала, вздымалась, точно желая забросить свой гребень
на пароход, и с ревом бросалась под него. Пароход накренялся, вздрагивал и
медленно выпрямлялся, а издали бежала новая волна. Я смотрел на эту игру
волн с пароходом и чувствовал, что волны тянут меня к себе. Это совсем не
было желание прыгнуть вниз, какое испытываешь в горах, а нечто бесконечно
более тонкое. Волны втягивали в себя мою душу. И вдруг я почувствовал, что
она пошла к ним. Это было мгновение, может быть, меньше, чем мгновение. Но я
вошел в волны, вместе с ними с ревом побежал на пароход. И в этот момент
стал всем. Волны -- это был я. Фиолетовые горы вдали -- это был я. Ветер --
это был я. Тучи, бежавшие с севера, дождь -- это был я. Огромный пароход,
качавшийся и неуклонно стремившийся вперед, -- это был я. Я ощутил это
огромное тяжелое железное тело, мое тело, все его движения, колебания,
качания и дрожь, огонь, напряжение пара и машину внутри меня, беспощадный
неуклонный винт, с каждым ударом гнавший и гнавший меня вперед; ни на
секунду не отпуская меня, следивший за каждым моим движением руль. Все это
был я. И дежурный на мостике был я. И два матроса... и черный дым, валивший
из трубы... все.
Это было мгновение необыкновенной свободы, радости и расширения.
Секунда -- и очарование исчезло. Оно прошло, как начинающийся сон, когда вы
подумаете о нем. Но ощущение было настолько сильное, яркое и необыкновенное,
что я боялся двинуться и ждал, что оно вернется. Но оно не вернулось, и
через минуту я уже не мог сказать -- было это или не было, испытал я это в
действительности или только подумал, смотря на волны, что это может быть.
Потом, через два года, желтоватые волны Финского залива и зеленое небо
дали мне отвкус того же самого ощущения. Но на этот раз оно оборвалось
прежде, чем появилось.
* * *
Приведенные в этой главе примеры, конечно, не исчерпывают мистического
опыта