формы и объекты, которых
не может знать каждое чувство, взятое в отдельности. Таким же образом душа
Земли находит отношения между содержанием моего и вашего ума, такие
отношения, которых наши отдельные умы не сознают. Она создает схемы, формы и
объекты, пропорциональные ее более широкому полю действия, для постижения
которых наши душевные поля слишком узки. И она знает нас и наши отношения в
то время, как мы не знаем ни ее, ни своих настоящих отношений друг к другу.
Вся внутренняя жизнь Вселенной устроена как будто таким образом, что более
широкое сознание всегда может держать под наблюдением более узкое, но
никогда не наоборот.
Фехнер сравнивает наши индивидуальные личности с органами чувств Земли.
Мы вносим каждый свое в ее душевную жизнь... И она поглощает найти
восприятия своей широкой сферой знания и комбинирует их с другими имеющимися
там данными. Причем раз внесенное уже остается в ней навсегда и входит в
новые соотношения.
Эти идеи Фехнера изложены в его книге 'Zendavesta'.
Я привел такую длинную выдержку из книги проф. Джемса для того, чтобы
показать, что идеи одушевленности и сознательности мира совсем не являются
новыми или парадоксальными. Это естественная и логическая необходимость,
вытекающая из более широкого взгляда на мир, чем тот взгляд, который мы
обыкновенно позволяем себе иметь.
Логически мы должны или признать жизнь и сознание во всем, во всей
'мертвой природе', или отрицать их совершенно даже в самих себе.
ГЛАВА XVI
Сознание и жизнь. -- Жизнь как познавание. -- Сознание как реализация
существования. -- Интеллект и эмоции. -- Эмоции как орудие познания. --
Эволюция эмоций с точки зрения познания. -- Чистые и нечистые эмоции. --
Личные и сверхличные эмоции. -- Уничтожение элемента себя, как средство
приближения к истинному познанию. -- 'Будьте как дети...'. -- 'Блаженны
чистые сердцем...'. -- Ценность морали с точки зрения познания. --
Недостатки интеллектуализма. -- Дредноуты как венец интеллектуальной
культуры. -- Опасности морализма. -- Моральный эстетизм. -- Религия и
искусство как организованные формы эмоционального познавания. -- Познание
Бога и познание красоты.
Смысл жизни -- это вечная тема людских размышлений. Все философские
системы, все религиозные учения стремятся найти и дать людям ответ на этот
вопрос. Одни говорят, что смысл жизни в служении, в отдавании себя, в
самопожертвовании, в жертве всем, даже жизнью. Другие говорят, что смысл
жизни в наслаждении ею, 'в ожидании конечного ужаса смерти'. Одни говорят,
что смысл жизни -- это совершенствование и созидание себе лучшего будущего
за гробом. Другие говорят, что смысл в приближении к небытию. Третьи, что
смысл -- в совершенствовании расы, в 'устроении жизни на земле'. Четвертые
отрицают всякую возможность искать смысл.
Недостаток всех этих объяснений заключается в том, что все они пытаются
найти смысл жизни вне ее самой -- или в будущем человечества, или в
проблематическом существовании за гробом, или в эволюции Ego путем долгих
последовательных перевоплощений, вообще в чем-нибудь вне настоящей жизни
человека. Но если вместо того, чтобы размышлять, люди просто посмотрят
вокруг себя, то они увидят, что в действительности смысл жизни совсем не так
темен. Он заключается в познании. Вся жизнь, всеми ее фактами, событиями и
случайностями, волнениями и влечениями, всегда приводит нас к познанию
чего-нибудь. Весь жизненный опыт есть познание. Самая сильная эмоция
человека -- это стремление к неизвестному. Даже в любви, как мы видим, самое
сильное влечение, которому приносится в жертву все остальное, это влечение к
неизвестному, к новому.
* * *
В самом начале этой книги мы признали существующими сознание и мир; 'я'
и 'не-я'. Сознание определяется как реализация существования. 'Я' реализует
свое существование и существование мира, часть которого оно составляет.
Отношение к себе самому и к миру называется познанием.
Все душевные свойства человека, все элементы его сознания -- ощущения,
представления, понятия, идеи, суждения, умозаключения, чувствования, эмоции,
даже творчество -- это все орудия познания, которыми располагает 'я'.
Чувствование, даже самые высшие, как эстетическое, религиозное,
моральное, -- и творчество, от творчества дикаря, делающего