их человеческим языком. (Мах Muller.
'Theosophy').
Вообще нигде на свете и никогда поэзия не сливалась с мистикой так, как
в суфизме. И поэты-суфии часто вели странную жизнь отшельников, пустынников,
странников, воспевая в то же время любовь, красоту женщин, аромат роз и
вина.
Джелаль эд-Дин следующим образом описывает соединение души с Богом:
Возлюбленная сказала своему милому, желая испытать его, однажды утром:
'Я хотела бы знать, кто тебе дороже, ты сам или я, скажи мне правду, мой
жарко любимый'. Он отвечал: я так поглощен в тебя, так полон тобой от головы
до ног, что от моего собственного существования остается только имя, и в
моем существе нет ничего кроме тебя, о, предмет моих желаний. Я потерян в
тебе, как чистый рубин, наполненный светом солнца, теряется настолько, что в
нем не видно больше ничего, кроме сияния солнца. (М. Muller).
В двух знаменитых поэмах Джами (XV век) 'Саламан и Абсаль' и 'Юсуф и
Зюлейка', в самых страстных формах изображается 'восхождение души', ее
очищение и слияние с Божеством.
* * *
Большое внимание в своей книге проф. Джемс уделяет мистическим
состояниям под наркозом. (См. Джемс. Многообразие религиозного опыта.
Москва, 1910. Лекции XCI и XCII. Мистицизм.)
Это область, -- говорит он, -- которую общественное мнение и этика с
давних пор относят к области патологии. Тем не менее всегда были отдельные
личности и между ними выдающиеся лирические поэты, которые говорят об этих
переживаниях, как о возвышенном состоянии.
Эфир и в особенности окись азота, в известной дозе примешанные к
воздуху, являются также могучими стимулами к пробуждению мистического
сознания. Перед вдыхающим их точно разверзаются бездны истины одна за
другою. Когда человек приходит в нормальное состояние, истина от него
ускользает, и если остается от нее какая-нибудь формула, то для нормального
рассудка она оказывается бессмысленной. Тем не менее у человека остается
чувство, что эта формула полна глубокого значения. Я лично знаю многих
людей, которые убеждены, что в трансе, вызванном окисью азота, возможны
настоящие мистические откровения.
Несколько лет тому назад я сделал сообщение в печати о произведенных
лично надо мною опытах опьянения окисью азота. На основании их я пришел
тогда к такому выводу -- который и до настоящего времени не поколебался в
моих глазах, -- именно, что наше нормальное или, как мы его называем,
разумное сознание представляет лишь одну из форм сознания, причем другие,
совершенно от него отличные формы существуют рядом с ним, отделенные от него
лишь тонкой перегородкой. Мы можем совершить наш жизненный путь, даже и не
подозревая об их существовании; но как только будет применен необходимый для
их пробуждения стимул, они сразу оживут для нас, представляя готовые и
определенные формы духовной жизни, которые, быть может, имеют где-нибудь
свою область применения. Наше представление о мире не может быть
законченным, если мы не примем во внимание и этих форм сознания. И они
должны помещать слишком поспешным заключениям о пределах реального.
Вся совокупность моих знаний убеждает меня в том, что мир, составляющий
содержание моего ясного сознания, есть только один из многих миров,
существующих в более отдаленных областях моего сознания, и что эти иные миры
порождают во мне опыт, имеющий огромное значение для всей моей жизни.
Возвращаясь к моим собственным переживаниям этого рода, я должен
признать, что они сводятся к особому просветленному состоянию, которому я не
могу не придать мистической окраски.
Основной чертой такого состояния всегда является примиренность, словно
две противоположные стороны мира, столкновения между которыми составляют
причину всех наших внутренних бурь и неурядиц, расплавились и образовали
единое целое. Они не принадлежат к одному роду, как два различных вида, но
один из видов, более возвышенный, -- сам становится родом по отношению к
противоположному виду и растворяет его в себе. Я знаю, что эта мысль с
логической стороны темна, но я не могу избавиться от ее влияния на меня. Я
чувствую, что в ней есть смысл, соприкасающийся с сущностью гегелевской
философии. Имеющий уши да слышит. Для меня эта мысль постижима лишь этим
путем искусственного разбуженного мистического состояния сознания.