Дух услышит его голос. Поэтому блажен ты, если можешь
удержаться от самодумия и саможелания и можешь остановить колесо твоего
воображения и чувств. Так как на самом деле нет ничего, кроме твоего
собственного слуха и желания, которые препятствуют тебе и не дают видеть и
слышать Бога.
Ученик. Милый учитель, я не могу больше выносить, чтобы что-нибудь
отвлекало меня. Как найти мне ближайший путь к Богу?
Учитель. Где путь труднее, там ты и иди; бери то, что бросает мир; и
что делает мир, ты не делай. Иди противно миру во всех вещах, и тогда ты
придешь к Нему ближайшим путем.
Ученик. О, как могу я достигнуть Единства Воли и как прийти к Единству
Зрения?
Учитель. Замечай, что я говорю. Правый глаз смотрит в тебе вперед, в
Вечность. Левый глаз смотрит в тебе назад, во Время. Если теперь ты
позволишь себе смотреть всегда на Природу и на Вещи Времени, тебе невозможно
будет когда-либо достигнуть Единства, которого ты желаешь. Помни это и будь
на страже. Не позволяй твоему уму входить в то, что вне тебя, и наполнять
себя тем, что вне тебя, и не смотри назад на себя... Не позволяй твоему
левому глазу обманывать тебя, постоянно представляя тебе то, то другое и
возбуждая в тебе жажду обладания. Но пускай твой правый глаз управляет
левым... И только подчинив Глаз Времени Глазу Вечности... и пройдя через
Свет Бога в Свет Природы... ты достигнешь Единства Знания и Единства Воли.
В третьем диалоге беседа идет между учеником Юнием и учителем Теофором,
относительно неба и ада.
Ученик спросил Учителя:
-- Куда идет душа, когда тело умирает? Учитель отвечал ему:
-- Нет необходимости ей идти куда-либо.
-- Как нет, -- спросил Юний, -- разве душа после смерти не должна
оставить тело и пойти в рай или в ад?
-- Ей нет никакой необходимости идти... -- отвечал Теофор. -- Душа
имеет Небо и Ад внутри самой себя согласно Писанию... и что из этих двух
проявится в ней, в том она и будет находиться.
Приведенных выдержек достаточно для характеристики писаний нигде не
учившегося сапожника из захолустного городка Германии XVI-XVII столетий.
Беме замечателен именно яркой интеллектуальностью своих 'постижений', хотя в
то же время в них очень силен моральный элемент.
* * *
Проф. Джемс в своей книге ('Многообразие религиозного опыта') с большим
вниманием останавливается на христианском мистицизме, давшем очень много для
установления познавательной стороны мистики.
Я заимствую у него описание мистических переживаний некоторых
христианских святых.
Святой Игнатий признался однажды отцу Лайнецу, что час молитвенного
созерцания, пережитого однажды в Манрезе, открыл ему больше истины о
небесных вещах, чем все поучения ученых докторов, взятых вместе... Однажды,
когда он молился на ступенях хоров доминиканской церкви, он ясно уразумел
весь смысл божественной мудрости, проявившейся в созидании мира. Другой раз
во время одной церковной процессии дух его возрадовался о Боге, и ему было
дано увидеть в образе, доступном слабому пониманию обитателя земли, глубокую
тайну сущности Святой Троицы. Это видение наполнило сердце его такой
радостью, что впоследствии лишь одно воспоминание о нем заставило его
проливать обильные слезы.
* * *
'Однажды во время молитвы, -- пишет Св. Тереза, -- я получила
способность сразу постигнуть, каким образом все вещи могут быть созерцаемы в
Боге и содержаться в нем. Я видела их в их обычной форме, однако с
поразительной ясностью, и вид их остался живо запечатленным в моей душе. Это
одна из наиболее выдающихся милостей, дарованных мне Богом. Вид этот до
такой степени утонченный и нежный, что описать его нет возможности'.
'Дальше она рассказывает, что Божество представляет собой словно
громадный и поразительно прозрачный бриллиант, в котором каждый из наших
поступков отражается таким образом, что вся его греховность становится ясной
и очевидной'.
'Господь дал мне уразуметь, -- говорит она в другом месте, -- каким
образом Бог может быть в трех лицах. Он так показал мне это, что удивление
мое было равно охватившему меня чувству утешения. И теперь, когда я думаю о
Святой Троице или когда я слышу упоминание о ней, я понимаю, каким образом
три лица составляют только одного Бога, и испытываю при этом неизреченное
блаженство'.