часть может быть равна целому, -- и из равных величин одна может
быть бесконечно больше другой.
Все это звучит как абсурд с точки зрения математики конечных и
постоянных чисел. Но сама математика конечных и постоянных чисел есть
математика нереальных величин; поэтому абсурд с точки зрения этой математики
только и может быть истиной.
Тот же самый путь проходит логика. Она должна отказаться сама от себя,
прийти к необходимости своего собственного уничтожения -- и тогда из нее
может возникнуть новая, высшая логика.
В 'Критике чистого разума' Кант доказывает возможность
трансцендентальной логики.
Эта логика не только возможна, но существует и существовала с
незапамятных времен; много раз была формулирована; входила в философские
системы, как их ключ -- но странным образом не признавалась как логика.
Раньше Бэкона и раньше Аристотеля в древних индийских писаниях давались
формулы этой высшей логики, отпиравшие собою двери тайн. Но значение этих
формул быстро терялось. Они сохранялись в древних книгах, но сохранялись как
какие-то странные мумии угасшей мысли, слова без реального содержания.
Новые мыслители снова открывали эти принципы, выражали их в новых
словах. Но они опять оставались непонятными, опять превращались в какой-то
ненужный словесный орнамент. Но идея существовала. Сознание возможности
найти и установить законы высшего мира не терялось никогда. Идеалистическая
философия никогда не считала логику Аристотеля всеобъемлющей и всесильной.
Она строила свои системы вне логики, в сущности, бессознательно, идя по
линиям мысли, проложенным в глубокой древности.
Высшая логика существовала раньше, чем была формулирована дедуктивная и
индуктивная логика. Высшую логику можно назвать индуктивной логикой, логикой
бесконечности, логикой экстаза.
Систему этой логики можно вывести из очень многих философских систем.
Самую точную и полную формулировку законов этой логики я нахожу у Плотина в
трактате 'О Красоте'. Я привожу это место в следующей главе.
Я назвал систему этой высшей логики -- 'Tertium Organum', потому что
для нас это третье орудие мысли после Аристотеля и Бэкона. Первым был
Organon, вторым Novum organum.
Человек, владеющим эти орудием, может без страха раскрыть двери мира
причин.
Аксиомы, которые заключает в себе 'Tertium Organum', не могут быть
формулированы на нашем языке. Если их все-таки пытаться формулировать, они
будут производить впечатление абсурдов.
Беря за образец аксиомы Аристотеля, мы можем на нашем бедном земном
языке выразить главную аксиому новой логики следующим образом:
А есть и А, и не А,
или:
Всякая вещь есть и А, и не А,
или:
Всякая вещь есть Все.
Но эти формулы совершенно невозможны по существу. И это не есть аксиомы
высшей логики. Это только попытки выразить аксиомы этой логики в понятиях. В
действительности идеи высшей логики в понятиях невыразимы.
Без всяких комментариев ясно, что полученный логический абсурд: А есть
и А, и не А вполне соответствует математическому абсурду, что величина может
быть больше или меньше самой себя.
Абсурдность обоих положений показывает, что они не могут относиться к
нашему миру. Конечно, абсурдность сама по себе еще не признак принадлежности
к ноуменам. Но принадлежность к ноуменам непременно будет выражаться для нас
в абсурдности. Надеяться найти что-нибудь логическое с нашей точки зрения в
мире причин так же бесплодно, как думать, что реальный мир может
существовать по законам мира теней.
Усвоить основные принципы высшей логики -- это значит усвоить основы
идеализма или основы понимания пространства высших измерений.
Чтобы подойти к ясному пониманию отношений многомерного мира, мы должны
отделаться от всех 'идолов' нашего мира, выражаясь на языке Бэкона, то есть
от всех препятствий к правильному восприятию и мышлению.
Двумерное существо для того, чтобы подойти к ясному пониманию
трехмерного мира, должно прежде всего отделаться от своих 'идолов', то есть
своих принятых, ставших аксиоматическими путей чувствования и мышления.
От чего именно должно освободиться двумерное существо?
Прежде всего, и это самое главное, от уверенности, что оно правильно
видит и ощущает; из этого должно выйти сознание неправильности его
представления мира и затем идея, что