новое сознание, должно переходить из одной
бездны отчаяния в другую, от одного отрицания к другому. Оно должно все
отвергнуть кругом себя. И только тогда оно получит возможность перехода к
новой жизни.
Когда начнется постепенная потеря старого мира, логика двумерного
существа или то, что заменяло ему логику, начнет ежеминутно нарушаться, и
самым сильным его ощущением будет то, что никакой логики, никаких законов
вообще не существует.
Раньше, когда оно было животным, оно рассуждало:
Это есть то.
Этот человек свой.
То есть то.
Тот человек чужой.
Это не то.
Чужой -- это не свой.
Теперь оно вдруг поймет, что и чужой человек, и свой человек -- оба
люди.
Как оно выразит это на своем языке представлений?
Вернее всего, что никак не будет в состоянии выразить, потому что язык
представлений общих понятий выразить нельзя. У животного просто спутаются
ощущения чужого человека и своего человека. Оно начнет размышлять, а
размышление -- это смерть чувства.
Животное перестает ясно чувствовать те свойства, которые делали чужого
чужим. Оно начинает ощущать в человеке новые свойства, которых раньше не
знало. В результате у него непременно явится потребность в системе для
обобщения этих новых свойств, -- потребность в новой логике, выражающей
отношения нового порядка вещей. Но, не имея понятий, оно не будет в
состоянии построить аксиом логики Аристотеля и выразит свое ощущение нового
порядка в форме совершенно абсурдного положения:
Это есть то.
Представим себе, что животному с зачатками логики, выражающимися у него
в ощущениях,
Это есть это,
То есть то,
Это не то,
говорят, что два для него совершенно разных предмета, как, например,
два дома -- свой и чужой, -- одинаковы, что они представляют собой одно и то
же, что они оба дома. Животное никогда не поймет этой одинаковости. Для него
два дома: свой, где кормят, и чужой, где бьют, если туда зайдешь, --
останутся совершенно разными. Ничего общего для него в них не будет. И
стремление доказать ему одинаковость этих домов ни к чему не приведет, пока
оно само не ощутит ее. Тогда, ощущая смутно идею общности двух разных
предметов и не имея понятий, животное выразит это, как нечто нелогическое с
своей точки зрения. Говорящее двумерное существо идею это и то -- одинаковый
предмет переведет на язык своей логики в виде формулы: Это есть то -- и,
конечно, скажет, что это бессмыслица, что ощущение нового порядка вещей
ведет к логическому абсурду. Но иначе выразить то, что ощущает, оно не будет
в состоянии.
Совершенно в таком же положении находимся мы, -- когда мы, мертвые,
пробуждаемся, -- то есть когда мы, люди, переходим к ощущению другой жизни,
к постижению высших сущностей.
Тот же испуг, та же потеря реального, то лее ощущение одной сплошной
нелогичности. Чтобы реализовать новый мир, мы должны понять новую
логичность.
* * *
Наша обычная логика помогает нам разбираться только в отношениях
феноменального мира. Было очень много попыток определить, что такое логика.
Но логика по существу неопределима, так же как математика.
Что такое математика? Наука о величинах. Что такое логика? Наука о
понятиях. Но это не определения, а только перевод названия. Математика, или
наука о величинах есть система, изучающая количественные отношения между
вещами; логика, или наука о понятиях, есть система, изучающая качественные
(категорические) отношения между вещами.
Логика построена совершенно по одному плану с математикой. Как логика,
так и математика (по крайней мере, общеизвестная математика 'конечных' и
'постоянных' чисел) выведены нами из наблюдения феноменально нашего мира.
Обобщая свои наблюдения, мы постепенно нашли отношения, которые мы назвали
основными законами мира.
В логике эти основные законы заключены в аксиомах Аристотеля и Бэкона.
А есть А.
(Что было А, то и будет А.)
А не есть не А.
(Что было не А, то и будет не А)
Всякая вещь есть или А, или не А.
(Всякая вещь должна быть А или не А.)
Логика Аристотеля и Бэкона, разработанная и дополненная их
многочисленными последователями, оперирует только с понятиями.
Слово логос, вот предмет логики. Идея, для того чтобы стать предметом
логических рассуждений, для того чтобы подлежать