областей. История нашего умственного
прогресса лежит в росте новых понятий.
И когда новое понятие образовано, оно кажется простым и естественным.
Мы спрашиваем себя, что мы выиграли, и отвечаем: ничего, мы просто устранили
одно из очевидных ограничений нашего сознания.
Может быть поставлен вопрос -- каким образом в настоящее время мы
приходим в соприкосновение с высшими существами? И, очевидно, ответ будет,
что мы приходим в соприкосновение с ними, когда стремимся образовать
органические союзы, то есть союзы, в которых деятельность отдельных
индивидуумов срастается живым образом.
В таком соединении людей, как военная империя или порабощенный народ,
нет естественно растущего ядра, и через него мы не можем надеяться войти в
соприкосновение с нашими высшими судьбами (higher destinies). Но в дружбе, в
добровольных союзах и больше всего в семье мы стремимся к нашей высшей
жизни.
Как для изучения отдаленных звезд требуются специальные, материальные
приспособления, так для изучения природы существ выше нас требуется
специальное умственное приспособление. Мы должны приготовить известным
образом нашу мыслительную способность (силу мысли), так же как мы
приготовляем особые аппараты для усиления нашего зрения. В одном случае нам
нужен внешний телескоп, а в другом -- известное построение в нашем
собственном интеллекте.
Эта одушевленность Вселенной идет по самым разнообразным направлениям.
Это дерево -- живое существо. Береза вообще -- вид -- живое существо.
Березовая роща тоже живое существо. Лес, в котором деревья различных пород,
трава, цветы, муравьи, жуки, птицы, звери, -- тоже живое существо, живущее
жизнью всего входящего в него, сознающее всеми сознаниями, из которых оно
состоит.
Эта идея интересно выражена в статье П. А. Флоренского
'Общечеловеческие корни идеализма' ('Богословский вестник', 1909, II, с.
288).
Для многих ли лес есть не только собирательное существительное и
риторическое олицетворение, то есть чистая фикция, а нечто единое, живое?..
Реальное единство есть единство самосознания... Многие ли признают за лесом
единство, то есть живую душу леса как целого -- лесного, лесовика, лешего?
Согласны ли вы признать русалок и водяных -- эти души водной стихии?
Активность жизни собирательных существ как леса -- совсем не такова,
как активность жизни отдельных пород растений и животных, а активность жизни
пород совсем не такова, как активность жизни отдельных особей.
Именно различие функций, выражающееся в различной активности жизни,
показывает на различие сознаний разных 'организмов'.
Активность жизни отдельного листика березы, конечно, бесконечно ниже
активности жизни дерева; активность жизни дерева совершенно не такова, как
активность жизни вида; и жизнь вида не такова, как жизнь леса.
Функции этих четырех 'жизней' совершенно различны и соответственно
этому должны быть различны сознания.
Сознательность одной клетки человеческого тела должна быть настолько же
ниже в сравнении с сознанием тела, то есть с 'физическим сознанием
человека', насколько ниже ее жизненная активность в сравнении с жизненной
активностью всего организма.
Таким образом, мы рассматриваем ноумен явления как душу явления. То
есть скрытая душа явления есть его ноумен. Понятие души явления или ноумена
явления заключает в себе жизнь и сознание, и их функции в непонятных нам
разрезах мира, -- выражением которых в нашей сфере является феномен.
Идея одушевления Вселенной неизбежно приводит к идее 'души мира' --
'Существа', проявлением которого является видимая Вселенная.
Идея 'души мира' особенно образно понималась в древних религиях Индии.
Мистическая поэма 'Бхагавадгита' дает замечательный образ Махадевы, то есть
великого Девы, жизнью которого является наш мир.
Так излагал Кришна свое учение ученикам... подготавливая их к
восприятию высоких истин, раскрывающихся в минуту просветления перед его
умственным взором.
Когда он говорил о Махадеве, его голос становился глубоким и черты
освещались внутренним светом.
Однажды Арджуна, в порыве смелости, сказал ему:
-- Дай нам узреть Махадеву в его божественной форме. Сможем ли мы
лицезреть его?
И тогда Кришна... начал говорить о существе, которое дышит во всякой
твари, обладает