но не существуют
объективно, как существует эта чернильница, этот стол, эта стена. Все
метафизические факты существуют, но не существуют объективно.
Объективное существование есть очень узко определенная форма
существования, далеко не исчерпывающая всего существования. Ошибка
позитивизма заключается в том, что он признал реально существующим только
то, что существует объективно, и начал отрицать даже существование того, что
объективно.
Что же такое объективность?
Мы можем определить это так: благодаря свойствам нашего сознания или
благодаря условиям, в которых работает наше сознание, мы выделяем небольшую
часть фактов в определенную группу. Эта группа фактов представляет собой
объективный мир и доступна изучению науки. Но ни в каком случае эта группа
не представляет собой всего существующего.
Рядом с этой группой мы можем поставить другую: группу субъективную.
Что такое субъективное?
То, что мы чувствуем непосредственно. Моя зубная боль для меня
субъективное явление. Чужая зубная боль -- для меня только понятие. Правда,
она сопровождается или имеет причиной объективные явления -- гнилой зуб. Но
самая боль, когда это чужая боль, только понятие. Субъективное -- это то,
что я чувствую сам, непосредственно, как часть себя.
Субъективное образует свою отдельную группу. Причем для каждого
человека эта группа различна. У одного может быть меньше, у другого больше.
У одного целый ряд ощущений (например, музыкальных) входит в область
субъективного, для другого весь этот ряд остается как понятия. Несомненно
при этом, что область субъективного может значительно расширяться при помощи
специального воспитания или тренировки.
Если мы возьмем обыкновенного современного человека, то мы можем
сказать, что все существующее разделяется для него на три группы:
объективного, субъективного и того, что ни объективно, ни субъективно, как
отрицательная величина, и вообще факты известные ему только как понятия.
Вопрос заключается в том: каким путем пойдет расширение знаний, путем
объективного или путем субъективного?
По отношению к очень большим рядам фактов мы можем смело сказать, что
расширение объективного знания в их сторону невозможно. Отвлеченное понятие
никогда не будет объективным явлением; мысли другого человека и мои никогда
не будут для меня объективным явлением.
В последнем я высказываю вещь, противоположную тому, что я писал в
'Четвертом измерении' (глава IX). Я писал там, что должны быть найдены
'формы объективного существования психических явлений и выработаны способы
их объективного исследования'. То есть я признавал возможным найти
объективное существование в том, что теперь познается нами субъективно;
признавал правильность позитивного (то есть объективного) метода для
изучения душевных явлений, признавал, что если мы что-нибудь должны найти,
то только идя этим путем.
Теперь я вижу, что самый путь взят неправильно. Объективный метод
недостаточен и непригоден для изучения явлений сознания. Нужен другой метод.
Все говорит нам, что с позитивным методом можно идти только по определенным
условным направлениям. Наука не сделала ни шагу в направлении объективного
познания субъективного, -- и, очевидно, не может сделать ни шагу; и
объективное знание основано на субъективном и без субъективного существовать
не может; субъективное же прекрасно может существовать без объективного.
Если строго проанализировать сущность объективного знания, мы увидим, что
оно состоит из субъективных элементов. Мы уже частью проделали такой анализ,
говоря о пространстве и времени. Протяжение в пространстве и бытие во
времени -- это первое условие объективного существования. Между тем формы
протяжения вещи в пространстве и бытия ее во времени создаются познающим
вещь субъектом, а не принадлежат вещи. Это последнее соображение позволяет
нам расстаться со всеми гипотезами тонких состояний материи, энергетических
и психофизических эманации и т.п. Все эти гипотезы страдают одним общим
недостатком: они не принимают во внимание того, что материальность (или
энергетичность) есть сложное свойство, принадлежащее не вещи, а нашему
восприятию вещи. И не принимают во внимание того, что материальность не
может принадлежать вещам, которые не воспринимаются нами как материальные;
точно