мысль
создала очень много нужного и ценного, облегчающего жизнь. Выработка
принципов свободы и права, хотя номинальное -- уничтожение рабства; во
многих областях победа над враждебной человеку природой; средства
распространения мысли, печать; чудеса современной медицины и хирургия -- все
это, несомненно, реальные завоевания. И с ними нельзя не считаться. Но в них
нет морали. Европейский культурный человек одинаково легко изобретает
пулемет и новый хирургический аппарат. Европейская культура начиналась от
жизни дикаря, как будто взяв эту жизнь за образец и начав развивать все ее
стороны, совершенно не думая об их моральном значении. Дикарь разбивал
своему врагу голову простой дубиной. У нас для этого изобретены очень
сложные приспособления, дающие возможность сразу разбивать целые сотни
голов. -- Поэтому и получается такая вещь, что одновременно с изобретением
аэроплана появляются известия о призах за 'метание бомб с аэроплана'.
Введение морали в нашу жизнь сделало бы ее менее парадоксальной, менее
противоречивой, более логической и, главное, -- более цивилизованной. Потому
что теперь нашу знаменитую цивилизацию очень сильно компрометируют
дредноуты, смертная казнь при помощи электричества, усовершенствованные
одиночные тюрьмы, где заключенный обязательно сходит с ума через пять лет, и
прочие прелести культуры.
* * *
Мораль нам необходима. Без нее мы чересчур легко забываем, что слово
все-таки имеет некоторое отношение к делу. Мы очень многим интересуемся,
очень во многое входим, но почему-то совершенно не замечаем несоответствия
между нашей духовной жизнью и нашей жизнью на земле. У нас образуются две
жизни. В одной мы необыкновенно строги к себе, анализируем тщательно всякую
идею, прежде чем высказаться о ней, -- в другой мы, наоборот, чрезвычайно
легко допускаем всякие компромиссы, чрезвычайно легко не замечаем того, чего
не хотим замечать. И мы примиряемся с этим разделением. Мы как будто даже не
находим нужным проводить реально в жизни наши высшие идеи, почти возводим в
принцип несмешение 'реального' с 'духовным'. В результате этого получаются
все безобразия современной жизни -- вся бесконечная фальсификация нашей
жизни -- фальсификация печати, искусства, театра, науки, политики, --
фальсификация, в которой мы задыхаемся, как в вонючем болоте, но которую мы
сами же создаем, потому что мы же, и никто другой являемся слугами и
данниками этой фальсификации. У нас нет сознания необходимости проводить
наши идеи в жизнь, проводить их в нашей ежедневной деятельности, и мы
допускаем возможность, чтобы эта деятельность шла в разрез с нашими
духовными исканиями по одному из выработавшихся шаблонов, вред которых мы
сознаем, но за которые каждый из нас в отдельности не считает себя
ответственным, потому что не он сам их создал. У нас нет чувства личной
ответственности, нет смелости, и нет даже сознания их необходимости.
Мораль нам необходима. Но в то лее время мы должны помнить, что нет
ничего опаснее морализма, пошедшего по неправильному пути. Нигде увлечение
деятельностью не дает таких печальных плодов, как в области морали.
Увлекаясь своей нравственностью и нравственной проповедью, человек забывает
цель нравственного совершенствования, забывает, что цель в познании. Он
начинает видеть цель в самой нравственности. Тогда происходит априорное
разделение эмоций на хорошие и нехорошие, 'нравственные' и
'безнравственные'. Вместе с тем окончательно теряется правильное понимание
цели и значения эмоций. Человек увлекается своей 'хорошестью'. Ему хочется,
чтобы все другие были такими же 'хорошими', как он, или как далекий,
поставленный им самому себе идеал. Является своего рода моральный эстетизм
-- наслаждение моралью ради морали; или моральный спорт -- упражнение в
морали ради морали. Это останавливает всякую мысль. Человек начинает всего
бояться. Во всем, во всех проявлениях жизни, ему начинает чудиться что-то
'безнравственное', могущее низвести его или других с той высоты, на которую
они поднялись или могут подняться. У него развивается необыкновенное
подозрительное отношение к чужой нравственности. В пылу прозелитизма, желая
распространять свои нравственные взгляды, он начинает уже определенно
враждебно относиться ко всему, несогласному