Петр Демьянович Успенский

Tertium organum (Часть 2)

еской природе, где мы видим жизнь, легче увидать сознание. В

улитке, в живом существе, мы уже без труда допускаем маленькое сознание. Но

-- живые существа это не только отдельные, неделимые организмы -- всякое

неделимое есть живое существо. Каждая клетка в организме живое существо, и

оно должно быть до известной степени сознательным.

Каждая комбинация клеток, имеющая определенную функцию, тоже живое

существо. Другая, высшая комбинация -- орган -- тоже живое существо и

обладает своим сознанием.

Неделимость в нашей сфере является признаком определенной функции. Если

всякое явление на нашей плоскости есть проявление того, что есть сознание на

другой плоскости, то неделимость с нашей стороны, очевидно, соответствует

неделимости, индивидуальности, сознания с той стороны. Делимость с нашей

стороны показывает делимость с той стороны. Сознание делимого может быть

только коллективным, не индивидуальным сознанием.

Мы признаем сознание только у целого организма. Но целый организм, как

мы уже установили, является только разрезом некоторой величины, которую мы

можем назвать жизнью этого организма от рождения до смерти. Эту жизнь можно

представить себе в виде вытянутого во времени тела четырех измерений.

Физическое трехмерное тело является только разрезом этого четырехмерного

тела. Но если трехмерный разрез обладает сознанием, то все четырехмерное

тело, Линга Шарира, несомненно, должно обладать своим сознанием. Таким

образом, у человека мы совершенно ясно видим три сознания:

* первое -- сознание тела;

* второе -- это личность, 'я', которое мы знаем;

* третье -- сознание всей его жизни.

На нашей ступени развития три эти сознания очень плохо знают друг

друга, сообщаясь только под наркозом, в трансах, в экстазах, во сне, в

гипнотических и медиумических состояниях. Кроме известных нам самим наших

собственных сознаний, с которыми мы неразрывно связаны, нас окружают другие

многочисленные сознания, которых мы тоже не знаем. Эти сознания мы часто

чувствуем. Их жизни слагаются из наших жизней. Это добрые или злые духи,

помогающие нам или губящие нас. Семья -- коллективная единица -- несомненно,

обладает своим сознанием так же, как обладает своей жизнью. Всякая группа

людей, имеющая отдельную функцию и ощущающая свою внутреннюю связь и

единство, как философская школа, 'церковь', секта, масонский союз, общество,

партия и т.п., -- несомненно, живое и сознательное существо. Народ, нация --

живое существо. Вид -- Homo sapiens, человечество тоже живое существо. Это

Большой человек -- Адам Кадмон -- каббалистов. Адам Кадмон -- это существо,

живущее в людях, совмещающее в себе жизни всех людей. Об этом говорит Е. П.

Блаватская в своем большом сочинении 'The Secrete Doctrine' (т. III, с.

146).

... по образу и подобию Божию был создан не Адам из праха (человек), о

котором говорится в главе II книги 'Бытия', но Божественное Двуполое

Существо (о котором говорится в главе I 'Бытия'), или Адам Кадмон.

Адам Кадмон -- это человечество или Homo Sapiens науки, то есть 'вид'

человека -- Божественное Существо.

* * *

О высших сознаниях очень хорошо говорит Хинтон.

Тем же процессом, каким мы узнаем о существовании других людей кругом

себя, мы можем узнать о высших существах (high intelligences), которыми мы

окружены. Мы чувствуем их, но не можем представить их себе.

Для того, чтобы реализовать их, необходимо развить наше чувство

восприятия.

Способность видеть телесными глазами ограничена трехмерным миром. Но

внутреннее зрение не имеет этого ограничения. Мы можем развить в себе силу

зрения в высшем пространстве, можем образовать понятия о реальностях в этом

пространстве, точно так же как в нашем обыкновенном пространстве.

Этим будет положено основание для восприятия других существ кроме

человека.

По отношению к этим высшим существам мы похожи на слепых или на

заблудившихся детей. Мы знаем, что мы члены одного тела, ветви одного куста,

но мы не можем различать иначе, как инстинктом и чувством, где и в чем это

тело и этот куст.

Наша задача заключается в том, чтобы уменьшить ограничения нашего

восприятия.

Природа состоит из множества существ, к пониманию которых мы стремимся.

Для этой цели мы должны, прежде всего, образовывать новые понятия и сливать

вместе ряды наблюдений из разных