никакого
протяжения. В 'положительном' мышлении мы все время делаем усилия, чтобы
забыть об этом, не думать.
ГЛАВА XV
Сознательная Вселенная. -- Разные виды сознаний. -- Разные линии
сознательности. -- Одушевленная природа. -- Души камней и души деревьев. --
Душа леса. -- Человеческое 'я', как коллективное сознание. -- Человек как
сложное существо. -- 'Человечество' как существо. -- Мировое сознание. --
Лицо Махадевы. -- Проф. Джемс о мировом сознании. -- Идеи Фехнера. --
Зенд-Авеста. -- Живая земля.
Если в мире существует сознание -- то сознание должно быть во всем.
Мы привыкли приписывать одушевленность и сознательность в той или
другой форме только тем объектам, которых мы называем 'существами', то есть
тем, которых мы находим аналогичными с нами по функциям, определяющим в
наших глаза одушевленность.
Неодушевленные предметы и механические явления для нас безжизненны и
бессознательны.
Но это не может быть так.
Только для нашего ограниченного ума, для нашей ограниченной способности
общения с другими сознаниями, для нашей ограниченной способности аналогии --
сознание проявляется в определенных классах живых существ, рядом с которыми
существуют длинные ряды мертвых вещей и механических явлений.
Но если бы мы не могли говорить друг с другом, если бы каждый из нас не
мог по аналогии с собой заключить о существовании сознания в другом
человеке, то каждый считал бы сознательным только себя, а всех остальных
людей относил бы к механической 'мертвой' природе.
Иначе говоря, мы признаем сознательными только существа, плохо или
хорошо сознающие себя в трехмерном разрезе мира, то есть существа, сознание
которых аналогично нашему. Других мы не знаем и узнать о них не можем. Все
'существа', сознающие себя не в трехмерном разрезе мира, для нас недоступны.
Если они проявляются в нашей жизни, то их проявления мы должны считать
действиями мертвой и бессознательной природы. Наша способность аналогии
ограничена этим разрезом. Мы не можем логически мыслить вне условий
трехмерного разреза. Поэтому нам должно казаться мертвым и механическим все,
что живет и сознает себя не аналогично нам.
Но ничего мертвого и механического в природе быть не может. Если вообще
существует жизнь и сознание, то они должны быть во всем. Жизнь и сознание
составляют мир.
Если смотреть с нашей стороны, со стороны феноменов, то нужно сказать,
что всякое явление, всякая вещь обладает сознанием.
Гора, дерево, рыба, капля воды, дождь, планета, огонь -- каждое в
отдельности должно обладать своим сознанием.
Если посмотреть с той стороны, со стороны ноуменов, то нужно сказать,
что всякая вещь и всякое явление нашего мира есть проявление в нашем разрезе
какого-то непонятного нам сознания из другого разреза, сознания, имеющего
там непонятные для нас функции. Одно сознание там таково и его функция
такова, что оно проявляется здесь в виде горы, другое в виде дерева, третье
в виде рыбы и т.д.
Гора есть функция сознания А в нашем разрезе.
Дерево есть функция сознания В в нашем разрезе.
Река есть функция сознания С в нашем разрезе.
Сознаний А, В, С мы совсем не знаем, -- потому что они не аналогичны
нашим, и можем только догадываться об их существовании.
Феномены нашего мира очень различны. Если они не что иное, как
проявления в нашем мире разных сознаний, то эти сознания так же должны быть
очень различны.
Между сознанием горы и сознанием человека должна быть такая же разница,
как между горой и человеком.
Раньше мы признали возможность различных существований. Мы говорили,
что и дом существует, и человек существует, и идея существует, -- но все
существуют различно. Если мы продолжим эту мысль, то мы найдем очень много
родов различных существований.
Сказочная фантазия, одушевляя весь мир, приписывает горам, рекам и
лесам человеческие сознания. Но это так же неверно, как полное отрицание
сознательности в мертвой природе. Ноумены так же различны и разнообразны,
как феномены, служащие их проявлением в нашей сфере.
У всякого камня, у всякой песчинки, у всякой планеты есть ноумен,
заключающийся в жизни и в сознании и связывающий ее с какими-то
непостижимыми для нас целыми.
Активность жизни отдельных единиц может быть очень различна, то есть их
отношение ко времени