Петр Демьянович Успенский

Tertium organum (Часть 1)

и в то же время более сильное, чем все

объективное. Как связать это все вместе?

Попробуем посмотреть на деятельность мозга и сознания с точки зрения

существования двух данных: 'мира' и 'сознания', принятых нами в самом

начале.

Если смотреть на мозг с точки зрения сознания, то мозг будет частью

'мира', то есть частью внешнего мира, лежащего вне сознания. Таким образом,

сознание и мозг разные вещи. Но сознание, как нам говорят найти наблюдения и

опыт, может действовать только через мозг. Мозг есть та необходимая призма,

проходя через которую сознание является нам как интеллект. Или, говоря

немного иначе, мозг есть зеркало, отражающее сознание в нашем трехмерном

разрезе мира. Последнее значит, что в нашем трехмерном разрезе мира

действует не все сознание (истинных размеров которого мы не знаем), а только

его отражение от мозга. Ясно, что если разбивается зеркало, то должно

разбиться отражение. Но нет никакого основания думать, что когда разбивается

зеркало, разбивается сам отражающийся предмет, то есть в данном случае

сознание.

Сознание не может пострадать от расстройства мозга, но проявление его

может очень пострадать и даже совсем исчезнуть из поля нашего наблюдения.

Поэтому понятно, что расстройство в деятельности мозга влечет за собой

ослабление или искажение, или далее полное исчезновение способностей

сознания, проявляющихся в нашей сфере.

Идея сравнения трехмерного и четырехмерного тела дает нам возможность

утверждать, что через мозг идет не вся деятельность сознания, а только его

часть. Мозг явно трехмерное тело, то есть нереальное. Сознание -- нечто, не

имеющее измерений, или многомерное, во всяком случае реальное. Не может же

реальное исчезать с уничтожением нереального.

Психическое существо каждого человека, -- говорит Майерс (Essay on the

Subliminal Consciousness)* -- более экстенсивно, чем это человеку кажется.

Оно является индивидуальностью, которая не может всецело выявить себя в

телесных проявлениях. Человеческое 'я' проявляется через организм,

но'известная часть 'я' всегда остается не выявленной.

* Цит. по книге проф. Джемса. Многообразие религиозного опыта, русский

перев. 1910 г.

* * *

Позитивист останется неудовлетворенным. Он скажет: докажите мне, что

сознание может действовать без мозга, тогда я поверю.

Я отвечу ему вопросом: что в данном случае будет доказательством?

Доказательств нет и быть не может. Существование сознания без мозга, если

оно возможно -- это для нас метафизический факт, который не может быть

доказан как физический.

И если мой оппонент будет рассуждать искренно, он убедится, что

доказательств быть не может. Потому что у него самого нет средств убедиться

в существовании сознания, действующего не через мозг. В самом деле,

предположим, что сознание умершего человека (то есть человека, мозг которого

перестал работать) продолжает функционировать. Как мы можем убедиться в

этом? Никак. У нас есть средства сообщения (речь, письменность) с

сознаниями, находящимися в одинаковых условиях с нами, то есть действующими

через мозг -- о существовании этих же сознаний мы можем заключать по

аналогии с собой. Но о существовании других сознаний, есть они или нет,

безразлично, мы никакими средствами убедиться не можем.

Вот это последнее и дает ключ к пониманию истинного отношения сознания

к мозгу. Наше сознание, являющееся отражением сознания от мозга, может

замечать как сознания только подобные себе отражения. Раньше мы установили,

что о других сознаниях, кроме своего собственного, мы можем заключать на

основании обмена мыслей с ними и на основании аналогии с самим собой. Теперь

мы можем прибавить, что вследствие этого мы можем знать только о

существовании сознаний, подобных нашему, и никаких других сознаний, есть они

или нет, мы знать не можем.

Если мы когда-нибудь осознаем свое сознание, не только отраженным от

мозга, а в более широком виде, то одновременно с этим мы получим возможность

найти аналогичные себе сознания, не отраженные от мозга, если таковые

существуют в природе.

Но существуют такие сознания или нет? Что на этот счет может сказать

нам наше сознание, такое как оно есть теперь.

Наблюдая мир со стороны, мы видим в нем действия, происходящие от

разумных, сознательных причин,