и в то же время более сильное, чем все
объективное. Как связать это все вместе?
Попробуем посмотреть на деятельность мозга и сознания с точки зрения
существования двух данных: 'мира' и 'сознания', принятых нами в самом
начале.
Если смотреть на мозг с точки зрения сознания, то мозг будет частью
'мира', то есть частью внешнего мира, лежащего вне сознания. Таким образом,
сознание и мозг разные вещи. Но сознание, как нам говорят найти наблюдения и
опыт, может действовать только через мозг. Мозг есть та необходимая призма,
проходя через которую сознание является нам как интеллект. Или, говоря
немного иначе, мозг есть зеркало, отражающее сознание в нашем трехмерном
разрезе мира. Последнее значит, что в нашем трехмерном разрезе мира
действует не все сознание (истинных размеров которого мы не знаем), а только
его отражение от мозга. Ясно, что если разбивается зеркало, то должно
разбиться отражение. Но нет никакого основания думать, что когда разбивается
зеркало, разбивается сам отражающийся предмет, то есть в данном случае
сознание.
Сознание не может пострадать от расстройства мозга, но проявление его
может очень пострадать и даже совсем исчезнуть из поля нашего наблюдения.
Поэтому понятно, что расстройство в деятельности мозга влечет за собой
ослабление или искажение, или далее полное исчезновение способностей
сознания, проявляющихся в нашей сфере.
Идея сравнения трехмерного и четырехмерного тела дает нам возможность
утверждать, что через мозг идет не вся деятельность сознания, а только его
часть. Мозг явно трехмерное тело, то есть нереальное. Сознание -- нечто, не
имеющее измерений, или многомерное, во всяком случае реальное. Не может же
реальное исчезать с уничтожением нереального.
Психическое существо каждого человека, -- говорит Майерс (Essay on the
Subliminal Consciousness)* -- более экстенсивно, чем это человеку кажется.
Оно является индивидуальностью, которая не может всецело выявить себя в
телесных проявлениях. Человеческое 'я' проявляется через организм,
но'известная часть 'я' всегда остается не выявленной.
* Цит. по книге проф. Джемса. Многообразие религиозного опыта, русский
перев. 1910 г.
* * *
Позитивист останется неудовлетворенным. Он скажет: докажите мне, что
сознание может действовать без мозга, тогда я поверю.
Я отвечу ему вопросом: что в данном случае будет доказательством?
Доказательств нет и быть не может. Существование сознания без мозга, если
оно возможно -- это для нас метафизический факт, который не может быть
доказан как физический.
И если мой оппонент будет рассуждать искренно, он убедится, что
доказательств быть не может. Потому что у него самого нет средств убедиться
в существовании сознания, действующего не через мозг. В самом деле,
предположим, что сознание умершего человека (то есть человека, мозг которого
перестал работать) продолжает функционировать. Как мы можем убедиться в
этом? Никак. У нас есть средства сообщения (речь, письменность) с
сознаниями, находящимися в одинаковых условиях с нами, то есть действующими
через мозг -- о существовании этих же сознаний мы можем заключать по
аналогии с собой. Но о существовании других сознаний, есть они или нет,
безразлично, мы никакими средствами убедиться не можем.
Вот это последнее и дает ключ к пониманию истинного отношения сознания
к мозгу. Наше сознание, являющееся отражением сознания от мозга, может
замечать как сознания только подобные себе отражения. Раньше мы установили,
что о других сознаниях, кроме своего собственного, мы можем заключать на
основании обмена мыслей с ними и на основании аналогии с самим собой. Теперь
мы можем прибавить, что вследствие этого мы можем знать только о
существовании сознаний, подобных нашему, и никаких других сознаний, есть они
или нет, мы знать не можем.
Если мы когда-нибудь осознаем свое сознание, не только отраженным от
мозга, а в более широком виде, то одновременно с этим мы получим возможность
найти аналогичные себе сознания, не отраженные от мозга, если таковые
существуют в природе.
Но существуют такие сознания или нет? Что на этот счет может сказать
нам наше сознание, такое как оно есть теперь.
Наблюдая мир со стороны, мы видим в нем действия, происходящие от
разумных, сознательных причин,