Петр Демьянович Успенский

Tertium organum (Часть 1)

об искусстве. Музыкант, живописец, скульптор прекрасно

понимают, что можно идти не одинаково -- и даже нельзя идти одинаково.

Рабочий и доносчик идут различно.

Лучше всего понимает это, по крайней мере лучше всего должен понимать,

актер.

Поэт понимает, что мачта корабля, виселица и крест сделаны из разного

дерева. Он понимает разницу камня из стены церкви и из стены тюрьмы. Он

слышит 'голоса камней', понимает речи старинных стен, курганов, развалин,

рек, лесов и степей. Он слышит голос безмолвия. Понимает психологическое

различие молчания. Понимает, что молчание может быть разное.

Все искусство, в сущности, заключается в понимании и изображении этих

неуловимых различий. Феноменальный мир -- только материал для художника, --

как краски для живописца и звуки для музыканта, -- только средство понять и

выразить свое понимание ноуменального мира.

И ни в чем, на настоящей ступени нашего развития, мы не обладаем таким

сильным средством для познания мира причин, как в искусстве. Тайна жизни

заключается в том, что ноумен, то есть скрытый смысл и скрытая функция вещи,

отражается в ее феномене. Феномен -- это отражение ноумена в нашей сфере.

Феномен -- изображение ноумена. И по феномену можно узнать ноумен. Только

здесь ничего не сделают химические реактивы и спектроскоп. Отражение ноумена

в феномене может понять и почувствовать только тот тонкий аппарат, который

называется душой художника. 'Оккультизм' -- скрытую сторону жизни, нужно

изучать в искусстве.

Художник должен быть ясновидящим, он должен видеть то, чего не видят

другие. И он должен быть магом, должен обладать даром заставлять других

видеть то, чего они сами не видят и что видит он.

Искусство видит больше и дальше, чем мы. Раньше было указано, что мы

вообще ничего не видим, только ощупываем, поэтому мы и не замечаем тех

различий вещей, которые не выражаются физически и химически. Но искусство --

это уже начало зрения. Оно видит гораздо больше того, что видят самые

усовершенствованные аппараты. И оно ощущает бесконечные невидимые грани того

кристалла, одну из граней которого мы называем человеком.

* * *

Истина заключается в том, что земля -- это сцена драмы, из которой мы

видим только отдельные бессвязные части и большая часть действующих лиц

которой для нас невидима.

Это говорит теософическая писательница Мабель Коллинз, автор 'Света на

Пути', в маленькой книжке 'Illusions' ('Иллюзии'). И это очень верно, мы

видим необыкновенно мало.

Но искусство идет дальше обыкновенного человеческого зрения, и поэтому

есть стороны жизни, о которых может и имеет право говорить только искусство.

Таков вопрос о любви. Только искусство умеет подходить к любви, только

искусство умеет говорить о ней.

Любовь всегда была и есть главная тема искусства. И это вполне понятно.

Здесь сходятся все нити человеческой жизни, все эмоции; через любовь человек

соприкасается с будущим, с вечностью, с расой, к которой он принадлежит, со

всем прошлым человечества и со всей его грядущей судьбой. В соприкосновении

полов, в их влечении друг к другу лежит великая тайна жизни, тайна

творчества. Отношение скрытой стороны жизни к явной, то есть проявление

реальной жизни в нашей, кажущейся, особенно ярко вырисовывается в этой вечно

трактуемой, вечно разбираемой и обсуждаемой -- и вечно не понимаемой

области, именно в отношениях полов. Обыкновенно отношения мужчин и женщин

рассматривают, как необходимость, вытекающую из необходимости продолжения

человеческого рода на земле. Рождение -- вот raison d'etre любви с

религиозной, моральной и научной точки зрения. Но в действительности

творчество заключается не в одном только продолжении жизни, а прежде всего и

больше всего, в творчестве идей. Любовь является огромной силой,

производящей идеи, будящей творческую способность человека.

Когда сольются две силы, заключающиеся в любви -- сила жизни и сила

идеи, -- человечество сознательно пойдет 'к своим высшим судьбам'.

Пока только искусство чувствует это.

Все, что говорится о любви 'реалистически', всегда грубо и плоско.

Ни в чем так резко не проявляется различие глубокого 'оккультного'

понимания жизни и поверхностного 'позитивного', как в вопросе о любви.

* * *

В ряду других вопросов современности у нас есть ужасный 'половой

вопрос'.