что ничего не знаем, что все, что мы до сих
пор знали о них, это только неправильный вывод из неправильных
предположений. Нам может раскрыться нечто бесконечно большое и неизмеримо
важное в таких явлениях, как расширение и сокращение тел, теплота, свет,
звук, движение планет, наступление дня и ночи, смена времен года и пр. и пр.
Вообще для нас вдруг могут объясниться самым неожиданным образом свойства
явлений, которые мы привыкли принимать как данные, как не заключающие в себе
ничего сверх того, что в них видим.
Постоянность, длительность, периодичность, непериодичность явлений
могут получить для нас совершенно новый смысл и значение. Новое и
неожиданное может открыться нам в переходе одних явлений в другие. Рождение,
смерть, жизнь человека, его отношения с другими людьми, любовь, вражда,
симпатии, антипатии, желания, страсти -- вдруг могут осветиться совершенно
новым светом. Нам очень трудно сейчас представить себе природу этого нового,
которое мы можем почувствовать в старых вещах; и очень трудно будет уяснить
себе ее, когда мы начнем ее чувствовать. Но в сущности, только наша
неспособность чувствовать и понимать это новое и отделяет нас от него,
потому что мы живем в нем и среди него. Но наши чувства слишком примитивны,
наши понятия слишком грубы для той тонкой дифференцировки явлений, которая
должна открываться нам в высшем пространстве. Наш ум, наша способность
ассоциаций, недостаточно эластичны для схватывания новых соотношений.
Поэтому первым чувством при знакомстве с 'тем миром' (то есть с этим же
самым нашим миром, только взятым без тех ограничений, в которых мы его
обыкновенно рассматриваем) -- должно быть удивление, и это удивление должно
все больше и больше расти по мере большего знакомства. И чем лучше мы знаем
какую-нибудь вещь или какое-нибудь отношение вещей, чем ближе, чем
фамильярнее нам они, тем больше нас должно удивлять то новое и неожиданное,
что мы будем в них открывать.
Желая понять ноуменальный мир, мы должны искать скрытое значение во
всем. Теперь в нас слишком глубоко въелся позитивизм с его стремлением
искать у всего видимую причину и видимое следствие. С багажом позитивных
привычек нам очень трудно постигать некоторые идеи. Между прочим, нам очень
трудно понять реальность различия в нуменальном мире одинаковых предметов
нашего мира с различными функциями.
Но, если мы хотим приблизиться к пониманию ноуменального мира, мы всеми
силами должны стараться замечать все те кажущиеся, 'субъективные' различия
между предметами, которые нас иногда поражают, которые мы иногда до боли
ясно чувствуем, -- те различия, которые выражаются в художественных образах,
часто являющихся прозрением в мире реальностей. Эти различия и есть
реальности ноуменального мира, гораздо более реальные, чем вся майя наших
феноменов.
Мы должны стараться замечать эти реальности и развивать в себе
способность чувствовать их, потому что именно таким образом, и только таким
образом мы становимся в общение с ноуменальным миром, или миром причин.
* * *
Очень интересный пример понимания скрытого значения явлений я нахожу в
книге 'Оккультный мир' ('The Occult World') в письме одного
индуса-оккультиста к автору этой книги А. П. Синнету.
-- Мы, видим огромную разницу, -- пишет корреспондент Синнета, -- между
качествами двух равных количеств энергии, затрачиваемой двумя людьми, из
которых один, предположим, идет на свою обычную, покойную, ежедневную
работу, а другой идет в полицейский участок сделать донос на своего
товарища. Люди науки не видят этой разницы. А мы видим специфическую разницу
между энергией дующего ветра и энергией вращающегося колеса.
Всякая мысль человека, появляясь, переходит во внутренний мир и
становится активным существом, соединяясь и как бы срастаясь с 'духом'
(elemental) -- то есть с одной из полусознательных сил природы.
Если мы оставим пока последнюю часть этого замечания и возьмем только
первую, то мы увидим, что, конечно, 'человек науки' не признает разницы в
качествах энергии, затрачиваемой двумя людьми, идущими: один на работу, а
другой с доносом. Для науки этой разницы не видно. Наука ее не ощущает и не
признает. Но у нас есть форма познания, прекрасно ощущающая эту разницу,
понимающая и знающая ее.
Я говорю