все, что мы познаем чувственным путем, мы познаем
во времени и в пространстве, что вне времени и пространства мы ничего
чувственным путем познать не можем, что время и пространство есть
необходимые условия чувственного восприятия (то есть восприятия при помощи
органов чувств). И главное, он установил, что протяженность в пространстве и
бытие во времени не есть свойства вещей, принадлежащие им, а только свойства
нашего чувственного восприятия, что в действительности, вне нашего
чувственного познания их, вещи существуют вне времени и пространства, но что
мы никогда не можем ощутить их вне времени и пространства и что, воспринимая
вещи и явления чувствами, мы этим самым налагаем на них условия времени и
пространства, как принадлежащую нам форму представления.
Таким образом, пространство и время, определяющие все то, что мы
познаем чувственным путем, сами по себе только формы нашего восприятия,
категории нашего рассудка, призма, через которую мы смотрим на мир, -- или,
иначе говоря, пространство и время не представляют собой свойств мира, а
только свойства нашего познания мира при помощи органов чувств.
Следовательно, мир, пока мы не познаем его, не имеет протяжения в
пространстве и бытия во времени. Эти свойства, которые мы придаем ему.
Представления пространства и времени возникают в нашем уме при
соприкосновении его с внешним миром, через посредство органов чувств, а не
существуют во внешнем мире помимо нашего соприкосновения с ним.
Пространство и время -- это категории рассудка, то есть свойства,
приписываемые нами внешнему миру. Это только вехи, знаки, поставленные нами
самими, так как без них мы не можем представить себе внешнего мира. Это
графики, в которых мы рисуем себе мир. Проектируя вне себя причины наших
ощущений, мы мысленно (и только мысленно) конструируем эти причины в
пространстве -- и представляем себе непрерывную действительность в виде ряда
следующих один за другим временных моментов. Нам это необходимо, потому что,
не имея известного протяжения в пространстве, не занимая известной части
пространства и не существуя известное время, вещь для нас совсем не
существует. То есть вещь без идеи пространства, не вложенная в пространство,
не взятая в категории пространства, ничем не будет отличаться от другой
вещи, будет занимать одно с ней место, будет сливаться с ней; а без идеи
времени, то есть не вложенное во время, не взятое в том или другом положении
с точки зрения прежде, теперь и после, все будет для нас происходить как бы
сразу, смешиваясь одно с другим, и наш слабый интеллект не будет в состоянии
разбираться в бесконечном разнообразии одного момента.
Поэтому наше сознание выделяет из хаоса впечатлений отдельные группы, и
мы строим в пространстве и во времени представления о предметах,
соответствующих этим группам впечатлений. Нам необходимо как-нибудь
разделять вещи, и мы разделяем их по категориям пространства и времени.
Но мы должны помнить, что эти разделения существуют только в нас, в
нашем познании вещей, а не в самих вещах, что настоящего отношения вещей
друг к другу мы не знаем и настоящих вещей не знаем, знаем только фантомы,
призраки вещей -- и не знаем, какие отношения существуют между вещами в
действительности. В то же время мы совершенно определенно знаем, что наше
разделение вещей по времени и пространству совершенно не соответствует
разделению вещей в себе, независимо от нашего восприятия их, -- и совершенно
определенно знаем, что если между вещами в себе существует какое-нибудь
разделение, то это ни в каком случае не есть разделение по времени и
пространству, потому что последнее есть свойство не вещей, а нашего познания
вещей при помощи органов чувств. И мы не знаем, можно ли даже заметить те
разделения, которые видим мы, то есть по пространству и времени, смотря не
человеческими глазами, не с человеческой точки зрения. То есть мы не знаем,
не представлял ли бы собою наш мир для иначе устроенного организма
совершенно другого вида.
Мы не можем образно представлять себе вещи не в категориях пространства
и времени, но мыслим мы их постоянно вне времени и пространства.
Когда мы говорим этот стол, мы представляем себе стол во времени и в
пространстве. Но когда мы говорим предмет, сделанный из дерева, не
подразумевая