Петр Демьянович Успенский

Tertium organum (Часть 1)

В основе деятельной, созидательной, творческой силы человека, могущей

изменить течение рек, соединять моря, прорезывать горы, -- лежит воля, то

есть тоже психическое состояние или явление сознания. Таким образом, явления

сознания обладают по отношению к физико-химическим механическим явлениям еще

большей комбинирующей силой, чем явления жизни, и способны влиять на

биологические явления, то есть создавать явления жизни, чего не могут делать

явления движения.

Позитивная философия утверждает, что все три рода явлений происходят от

движения, что все три рода явлений в сущности своей -- движение. Если даже

держаться этого взгляда, то все-таки необходимо признать, что это три

различных рода движения, несоизмеримые между собой и не переходящие одно в

другое в любом порядке.

Явления физические, биологические и психические (или духовные) мы не

можем мерить одной меркой. Вернее сказать, что явления жизни и явления

сознания мы совсем не можем мерить. И только относительно первых, то есть

явлений движения, думаем, что можем их мерить. Хотя это тоже очень

гадательно.

Во всяком случае, мы знаем несомненно, что ни явлений жизни, ни явлений

сознания мы не можем выразить в формулах физических явлений -- и вообще

никаких формул у нас для них нет.

Желая уяснить себе отношение разных родов явлений между собою, мы

должны более подробно рассмотреть законы их перехода одно в другое.

Прежде всего нужно взять физические явления и подробно изучить все

условия и свойства их перехода одно в другое.

В статье о Вундте ('Северный вестник', 1888) А. Л. Волынский, излагая

положения физиологической психологии Вундта, пишет:

Действия ощущения вызываются действиями раздражения. Но оба эти

действия вовсе не должны быть равны. Искрой от папироски можно сжечь целый

город. Надо понять, почему это возможно. Положите доску на ребро

какого-нибудь предмета наподобие весов, чтобы она находилась в равновесии.

На обе стороны доски поставьте теперь равные гири. Гири не упадут, хотя они

будут стремиться упасть, они уравновешивают друг друга. Снимем с одной

стороны доски самую маленькую гирю, тогда другая сторона перетянет, и доска

упадет, то есть сила тяжести, существовавшая раньше как невидимое

стремление, сделается видимою движущею силою. Если же мы положим доску с

гирями на землю, то сила тяжести не будет производить действия. Но она

все-таки не уничтожается. Она только перейдет в другие силы.

Те силы, которые только стремятся произвести движение, называются

связанными или жертвами силами. Силы, действительно обнаруживающиеся

определенными движениями, называются свободными или живыми силами, но между

свободными силами нужно еще отличать силы развязывающие, освобождающие от

сил развязанных, освобожденных.

Между освобождением силы и ее переходом в другую -- существует огромная

разница.

Если один вид движения переходит в другой, количество свободной силы

остается тем же. Напротив, когда одна сила освобождает другую, количество

свободной силы изменяется. Свободная сила раздражения развязывает связанные

силы нерва. И это освобождение связанных сил нерва совершается в каждой

точке нерва. Первое движение растет, как пожар, как снежная лавина,

увлекающая за собой все новые и новые сугробы снега. Вот почему действие

(явление) ощущения не должно быть вовсе равно действию раздражения.

Посмотрим шире на отношение освобождаемых и освобождающих сил в разных

родах явлений.

Мы увидим, что иногда ничтожное количество физической силы может

освободить огромное, колоссальное количество тоже физической энергии.

Но все, какое только мы можем собрать количество физической силы, не в

состоянии освободить капельки живой энергии, нужной для самостоятельного

существования микроскопического живого организма.

Сила, заключающаяся в живых организмах -- жизненная сила, -- способна

освобождать бесконечно большие количества энергии (чем сила движения), как

жизненной, так и просто физической.

Микроскопическая живая клетка способна распространяться бесконечно,

эволюционировать в новые виды, покрывать растительностью материки, заполнять

водорослями океаны, строить острова из кораллов, оставлять после себя мощные

пласты каменного угля и пр. и пр.

Относительно скрытой энергии, заключающейся в явлениях