Петр Демьянович Успенский

Tertium organum (Часть 1)

ГЛАВА XI

Анализ явлений. -- Что определяет для нас разные роды явлений? --

Способы и формы перехода явлений одного порядка в другой. -- Явления

движения. -- Явления жизни. -- Явления сознания. -- Центральный вопрос

нашего познания мира: какой род явлений первоначален и производит другие? --

Может ли лежать движение в начале всего? -- Законы перехода энергии. --

Простой переход и освобождение скрытой энергии. -- Различная освобождающая

сила разных родов явлений. -- Сила механической энергии, сила живой клетки и

сила идеи. -- Феномены и ноумены нашего мира

Род явлений определяется для нас -- во-первых, нашим способом их

познания и, во-вторых, формой перехода одних явлений в другие.

По способу нашего познания их и по форме их перехода в другие мы

различаем три рода явлений.

Явления движения (то есть все физические, химические и механические

явления).

Явления жизни (биологические и физиологические явления).

Явления сознания (психические и духовные явления).

Явления движения, то есть перемены в состоянии тел, мы (как нам

кажется) познаем при помощи наших органов чувств или аппаратов. В

действительности это только проекция предполагаемых причин наших ощущений.

Физика признает существование очень многих явлений, которые никогда не

наблюдались ни органами чувств, ни аппаратами, -- таково 'молекулярное

движение'.

Явления жизни непосредственно не наблюдаются. Мы не можем проектировать

их, как причину определенных ощущений. Но известные группы ощущений

заставляют нас предполагать присутствие явлений жизни, под группами явлений

движения. Можно сказать, что известная группировка физических явлений

заставляет нас предполагать присутствие явлений жизни. Мы определяем причину

явлений жизни как нечто неуловимое для чувств и аппаратов и несоизмеримое с

причинами физических ощущений. Признаком наличности явлений жизни служит

способность воспроизведения организмом, то есть размножение в тех же формах.

Явления сознания: мысли, желания -- мы познаем в себе непосредственным

ощущением -- субъективно. О существовании их в других заключаем по аналогии

с собой, на основании их проявления в поступках и на основании того, что

узнаем путем общения при помощи речи.

* * *

Явления движения (то есть физические, химические и механические

явления) целиком переходят одно в другое. Теплоту можно перевести в свет,

давление -- в движение и т.п. -- любое физическое явление можно создать из

других физических явлений; любое химическое соединение можно создать

синтетическим путем, соединив в должных пропорциях и при должных физических

условиях составные части. Но явления физические не переходят в явления

жизни. Никаким комбинированием физических условий наука не может создать

жизнь, точно так же как химическим синтезом она не может создать живой

материи, протоплазмы. Мы можем сказать' какое количество угля нужно для

того, чтобы получить известное количество теплоты, нужное для того, чтобы

превратить данное количество льда в воду. Но мы не можем сказать, какое

количество угля нужно, чтобы создать жизненную энергию, при помощи которой

одна живая клетка образует другую живую клетку. Точно так же явления

физические, химические и механические не могут сами по себе образовать

явления сознания, то есть мысли. Если бы было иначе, то вращающееся колесо

при затрате известной энергии или в течение известного времени создало бы

идею. Между тем мы прекрасно знаем, что колесо может вращаться хоть миллионы

лет и никакой идеи из него не получится. Таким образом, мы видим, что

явления движения коренным образом отличаются от явлений жизни и сознания.

Явления жизни переходят в другие явления жизни, умножаются в них

бесконечно и переходят в физические явления, создавая целые ряды

механических и химических комбинаций. Явления жизни проявляются для нас в

физических явлениях и при их наличности.

Явления сознания ощущаются субъективно и переходят в физические явления

и в явления жизни, обладая огромной потенциальной силой. Мы знаем, что в

основе нашей производительной силы лежит желание, то есть психическое

состояние или явление сознания. Желание обладает огромной потенциальной

силой. Из соединенного желания мужчины и женщины может возникнуть целый

народ.