-- и он и
очень многие другие геометры, создавая неэвклидову геометрию, не могли выйти
из трехмерного мира.
* Роберто Бонола. Неэвклидова геометрия, с. 112, 113.
Механика признает линию во времени, то есть такую линию, какую никак
нельзя представить себе на поверхности или как расстояние между двумя
точками пространства, -- эта линия берется в расчет при вычислении машин. Но
геометрия никогда не касалась этой линии и имела дело всегда только с ее
разрезами.
* * *
Теперь мы должны вернуться к вопросу: что такое пространство? -- и
посмотреть, ответили ли мы на этот вопрос.
Ответом было бы точное определение и объяснение трехмерности
пространства.
Этого мы сделать не могли. Трехмерность пространства осталась для нас
такой же загадочной и непонятной, как прежде. По отношению к ней мы должны
сделать одно из двух:
* или принять ее как данное и прибавить это данное к тем двум данным,
которые мы установили вначале;
* или признать неправильность нашего метода рассуждения и попробовать
другой метод.
Вообще говоря, исходя из принятых нами двух основных данных мира и
сознания, мы должны установить, свойством чего является трехмерное
пространство, свойством мира или свойством нашего познания мира.
Начав с Канта, который утверждает, что пространство есть свойство
восприятия мира нашим сознанием, мы дальше уклонились от этой идеи и
рассматривали пространство как свойство мира.
Мы допустили вместе с Хинтоном, что наше пространство в самом себе
несет условия, которые позволяют нам установить его отношения к высшему
пространству, и на основании этого предположения построили целый ряд
аналогий, кое-что выяснивших для нас в вопросах пространства и времени и их
взаимных отношений, но, как мы уже заметили, ничего не разъяснивших
относительно главного вопроса о причинах трехмерности пространства.
Метод аналогий вообще довольно мучительная вещь. Вы ходите с ним по
замкнутому кругу. Он помогает уяснить некоторые вещи и отношения вещей, но в
сущности никогда и ни на что не дает прямого ответа. После долгих и
многочисленных попыток разобраться в сложных вопросах при помощи аналогий,
вы чувствуете тщетность всех ваших усилий, чувствуете, что с этими
аналогиями ходите вдоль стены, -- и тогда вы начинаете испытывать прямо
ненависть и отвращение к аналогиям и искать прямого пути, непосредственно
ведущего туда, куда вам нужно.
Если мы хотим идти прямым путем, не уклоняясь от него, мы должны строго
держаться основных положений Канта. Если же мы с точки зрения этих положений
формулируем приведенную выше мысль Хинтона, то получится следующее: мы в
себе самих несем условия нашего пространства и поэтому в себе же должны
найти условия, которые позволили бы нам установить отношения нашего
пространства к высшему.
Иначе говоря, мы должны в нашей психике, в нашем воспринимательном
аппарате найти условия трехмерности мира -- и там же найти условия
возможности мира высших измерений.
Поставив себе такую задачу, мы становимся на совершенно прямой путь и
должны будем получить ответ на наш вопрос: что такое пространство и его
трехмерность?
Каким образом можем мы подойти к решению этой задачи?
Совершенно ясно, что путем изучения нашего сознания и его свойств. Мы
освободимся от всяких аналогий и станем на правильный и прямой путь к
решению основного вопроса об объективности или субъективности пространства,
если решим рассмотреть психические формы, в которых нами познается мир, -- и
посмотреть нет ли соответствия между ними и трехмерной протяженностью мира.
То есть не вытекает ли из известных нам свойств нашей психики это
представление трехмерной протяженности мира с его свойствами.
ГЛАВА VIII
Наш воспринимательный аппарат. -- Ощущение. -- Представление. --
Понятие. -- Слова и речь. -- Искусство как язык будущего. -- В какой мере
трехмерность мира зависит от свойств нашего воспринимательного аппарата? --
Что могло бы доказать эту зависимость? -- Где мы можем найти реальное
подтверждение этой зависимости? -- Психика животных. -- В чем ее отличие от
человеческой? -- Рефлекс. -- Раздражаемость клетки. -- Инстинкт. -- Приятное
и неприятное. -- Эмоциональное мышление. -- Отсутствие понятий. -- Язык
животных. -- Логика