-- имеет определенную, очень
небольшую длину, и за этой палкой для него начинается небытие.
Вундт в одной из своих книг обращает внимание на то, что наши
знаменитые пять органов чувств -- это, в сущности, щупальца, которыми мы
ощупываем мир вокруг себя. Мы живем на ощупь. Мы никогда ничего не видим.
Всегда и все только ощупываем. При помощи зрительных труб и телескопов,
телеграфов и телефонов мы немного удлиняем, так сказать, наши щупальца, но
не начинаем видеть. Мы не видим и поэтому никогда не можем убедиться в
существовании того, чего не можем ощупать.
Поэтому мы и считаем реально существующим только тот круг, который в
данный момент охватывают наши щупальца. За этим кругом -- тьма и небытие.
Но имеем ли мы право так думать?
Наша мысль не связана условиями чувственного восприятия. Она может
подняться над плоскостью, по которой мы движемся; может увидать далеко за
пределами круга, освещенного нашим обычным сознанием; может увидать, что
существует не только та линия, по которой мы движемся, а все линии,
перпендикулярные ей, которые мы пересекаем, которые мы когда-либо пересекали
и которые будем пересекать. Поднявшись над плоскостью, наша мысль может
увидать плоскость, убедиться, что это действительно плоскость, а не одна
линия. Тогда наша мысль может увидать прошедшее, настоящее и будущее
лежащими на одной плоскости.
Она может опередить глупого путешественника, подняться на гору, увидать
вдали город, в который он едет, и убедиться, что этот город не строится
заново к его приезду, а существует сам по себе совершенно независимо от
глупого путешественника. И она может посмотреть назад и убедиться, что башни
не упали, что город продолжает стоять и жить, как стоял и жил до
путешественника.
Она может подняться над плоскостью времени и увидать сзади весну и
впереди осень, увидать одновременно распускающиеся цветы и созревающие
плоды.
Может заставить слепого прозреть и увидать дорогу, которую он прошел и
которая лежит перед ним.
Только мысль может дать нам настоящее зрение вместо того грубого
ощупывания, которое мы теперь называем зрением. Только мыслью мы можем
видеть. И как только мы начнем видеть, мы непременно будем видеть прошедшее
и будущее. Мы не видим прошедшего и будущего только потому, что ничего не
видим, а только ощупываем, и то, что ощупываем, называем настоящим. Когда мы
начнем видеть, прошедшее и будущее тоже станут настоящим. Это разделение
времени на прошедшее, настоящее и будущее явилось именно потому, что мы
живем на ощупь. Нужно начать видеть, и оно исчезнет
Прошедшее и будущее не могут не существовать, потому что если они не
существуют, то не существует и настоящее. Непременно они где-то существуют,
только мы их не видим.
Настоящее, если его противопоставлять прошедшему и будущему, это самая
нереальная из всех нереальностей.
Мы должны признать, что прошедшее, настоящее и будущее ничем не
отличаются друг от друга, что есть только одно настоящее, но мы не видим
этого, потому что в каждый данный момент ощущаем только маленький кусочек
этого настоящего, который и считаем реально существующим, отрицая реальное
существование всего остального.
Если мы признаем это, то наш взгляд на все окружающее должен сильно
перемениться.
Обыкновенно мы рассматриваем время как отвлечение, сделанное нами при
наблюдении реально существующего движения. То есть мы думаем, что, наблюдая
движение или перемены отношений между вещами и сравнивая отношения,
существовавшие раньше, существующие теперь и могущие существовать в
дальнейшем, мы выводим идею времени. Насколько этот взгляд правилен, мы
увидим дальше.
Идея времени слагается из взглядов на прошедшее, из взглядов на
настоящее и из взглядов на будущее.
Относительно прошедшего и настоящего взгляды хотя и очень неясны, но
однообразны. Что же касается будущего, то относительно его существует
большое разнообразие взглядов.
Нам необходимо рассмотреть теории будущего, как они существуют в уме
современного человека.
Существуют две главные теории -- предопределенного будущего и
свободного будущего.
Предопределенность доказывается следующим образом: говорят, что всякое
будущее событие является результатом прежде бывших и создается именно таким,
а