но и то, какое они будут иметь в будущем. История,
говорил он, не только история прошлого, но также история будущего. В феврале
1917 он говорил Гурджиеву о целесообразности отъезда из России и о том, что
стоит подождать конца войны в нейтральной стране, но не получил в ответ
ничего определенного, на чем он мог бы основываться в своих действиях. Это
был, фактически, последний приезд Гурджиева в Петербург, поскольку революция
и отречение от престола Николая Второго произошли месяцем позже; 'Март 1917,
конец русской истории' записал Успенский. Перед революцией Гурджиев уехал из
Москвы на Кавказ, но попросил Успенского продолжать работу в группах в
Петербурге до своего обещанного приезда на Пасху; через неделю после Пасхи
пришла телеграмма о том, что Гурджиев приедет в мае. Это самое трудное для
Успенского время закончилось июньской телеграммой из Александрополя: 'Если
хотите отдохнуть, приезжайте ко мне'.
Отдых продолжался только две недели. Последние шесть недель лета 1917
были проведены в Ессентуках, где Гурджиев представил план всей работы
группы, в которой должно было быть только двенадцать человек, как это
описано в семнадцатой главе книги 'В Поисках Чудесного'. Внезапно все было
изменено объявлением Гурджиева о роспуске группы и прекращении всякой
работы; Успенский признается, что его вера в Гурджиева начала колебаться
именно с этого момента. Через несколько месяцев, в феврале 1918, всем членам
московской и петербургской групп Гурджиевым было отправлено циркулярное
письмо за подписью Успенского, приглашающее приехать вместе с 'близкими'
людьми в Ессентуки для работы с Гурджиевым, и приехало около сорока человек.
247
Совесть: поиск истины
Успенский уже видел, что в природе и направлении работы Гур-джиева
произошли изменения, и что оставаясь с ним, Успенский не будет идти с ним в
том же направлении, что и в начале. До встречи с Гурджиевым Успенский знал
достаточно о принципах и правилах эзотерических школ, чтобы понимать, что
когда ученик не согласен со своим 'гуру', для него остается только один
выход - уйти. Успенский снял отдельный дом в Ессентуках и продолжил работу
над своими книгами.
Успенский никогда не был человеком, который говорит без необходимости,
и он не объяснил другим своих действий. Однако, через двадцать лет, после
настойчивых расспросов на одной из встреч в его группах в Лондоне, он
объяснил причину своего расставания с Гурджиевым:
'Когда я встретил Гурджиева, я начал работать с ним на основе
определенных принципов, которые я мог понять и принять. Он сказал:
'Прежде всего вы не должны ничему верить, и второе - вы не должны
ничего делать из того, что вы не понимаете'. Поэтому я принимал его. Через
два или три года я увидел, что он пошел против этих принципов. Он требовал,
чтобы люди принимали то, чему не верили, и делали то, что не понимали.
Почему так случилось - я не могу предложить никакой теории'.
Гурджиев уехал из Ессентуков с несколькими людьми в августе 1918. В
последствии Успенский написал в книге 'В Поисках Чудесного':
'Я решил уехать из Ессентуков, но не хотел уезжать до Гурджиева. В этом
отношении у меня было странное чувство. Я хотел подождать до конца; сделать
все, что зависело от меня, с тем, чтобы впоследствии я мог сказать себе, что
не позволил ни единой возможности ускользнуть от меня. Мне было очень трудно
отклонить идею работы с Гурджиевым. Должен признаться, что я чувствовал себя
очень глупо. Я не уехал за границу тогда, когда это было возможно, для того,
чтобы работать с Гурджиевым, а вышло, что я расстался с ним и остался с
большевиками'.
Последние десять страниц книги 'В Поисках Чудесного' дают очень краткий
обзор того, как Успенский начал независимую работу по тем направлениям,
которые были у петербургских групп. В 1920 году в Константинополе многих
людей привлекли его лекции, но когда через несколько месяцев из Тифлиса
приехал Гурджиев, Успенский по-прежнему надеялся на работу с ним и передал
свои группы ему. Возникли те же трудности, что и в Ессентуках, и в августе
1921 Успенский уехал в Лондон, где снова начал независимую работу. Гурджиев
прибыл в Лондон в 1922, после третьей и четвертой неудачных попыток основать
в Берлине и Дрездене 'Институт Гармонического Развития Человека'. Успенский
представил его в своих группах и помог ему собрать