бы следовать, найти путь, который можно было бы пройти
шаг за шагом - не ту школу, которую предложил Волшебник Ивану Осокину, где
человек должен был пожертвовать всем, прежде чем мог начать, прежде чем мог
узнать, на самом ли деле
245
Совесть: поиск истины
обладает школа тем 'важным знанием', которое он ищет. Он снова
отправился на Восток и в Индии и на Цейлоне обнаружил школы, которые очень
заинтересовали его, но тем не менее были не тем, что он искал. Он решил
продолжить свой поиск на мусульманском Востоке, в основном в русской
Центральной Азии и в Иране, но не успел, потому что его остановила Первая
мировая война, разразившаяся в августе 1914. Его возвращение в Россию в
условиях войны превратилось в долгий окольный путь через Лондон, Норвегию и
Финляндию. Он достиг Петербурга в ноябре 1914, где в начале 1915 прочитал
лекции, основанные на материале путешествий по Индии и Цейлону. На лекциях
'Проблемы смерти' и 'В поисках чудесного' в аудитории было более тысячи
человек. Впоследствии многие слушатели его лекций встречались с ним или
писали ему. (Он, вероятно, мог основать собственную 'школу', если бы сумел
найти компромисс с честностью и нравственной чистотой, которые отличали его
на протяжении всей жизни.) После Пасхи он отправился в Москву, где снова
читал лекции;
двое из числа слушателей сообщили ему о существовании местной группы,
занимающейся оккультными исследованиями. Через них Успенский встретил
Гурджиева. В первой главе книги 'В Поисках Чудесного' Успенский передал
некоторые из своих разговоров с Гурджиевым, происходивших в первую неделю
знакомства. Из этих бесед видно, что их общение не походило на
взаимоотношения учителя и ученика. Видно и то, что Успенский был принят
Гурджиевым как мыслитель и писатель далеко не средней величины.
Перед тем как вступить в группу Гурджиева, Успенский объяснил, что
будучи писателем, он должен иметь свободу в выборе того, что он будет
писать, а что нет. Он не мог дать обещание держать в тайне все, чему мог
научиться у Гурджиева; более того, он многие годы работал над проблемой
пространства и времени, высших измерений, с идеей эзотеризма и тому
подобного, и поэтому ему будет очень трудно впоследствии отделить то, что
ему скажет Гурджиев, от того, что уже хранит и что может создать
впоследствии его мозг. Они договорились, что Успенский не напишет ничего без
понимания того, что он будет писать, и 1921 году в Константинополе, как раз
перед отъездом Успенского в Англию, Гурджиев полностью разрешил ему писать
обо всем, что касалось учения и системы.
Успенский должно быть начал писать на эти темы вскоре после прибытия в
Лондон, потому что первый вариант рукописи книги 'Фрагменты неизвестного
учения' датирован '1925, Лондон'. Однако Успенский уже познакомился с Г. Р.
С. Мидом, и, коща он узнал, что одна из книг Мида носила название 'Фрагменты
забытой веры', он понял, что название придется изменить. (Тем не менее,
когда главы из этой книги читались в его группах в Лондоне, их называли
всегда 'из Фрагментов'.) Он по-прежнему работал над текстом, когда в
сентябре 1939 на-
246
П. Д. Успенский
чалась Вторая мировая война; даже в этом случае должно предстать
необычайной жертвой то, что он в течении жизни не стал заниматься
публикацией своего плодотворного труда. Фактически, после трех лет работы с
Гурджиевым Успенский издал только книги, написанные ранее 'Странную Жизнь
Ивана Осокина', 'Новую Модель Вселенной' и вообще ничего из того, что
касалось Системы. Все три книги о Системе и Работе были опубликованы женой
Успенского уже после его смерти - 'Психология Возможной Эволюции Человека',
'В Поисках Чудесного; Фрагменты Неизвестного Учения' и 'Четвертый Путь'.
После той недели встреч с Гурджиевым в Москве Успенский должен был
возвратиться к своей работе в Петербурге, и уже была осень, когда Гурджиев
приехал в Петербург. Успенский представил Гурджиева в своих группах, и в
Петербурге началось представление Системы и практическое изучение методов
развития, которое продолжалось почти все три года войны и революции.
Успенский обладал необыкновенно ясным восприятием современного
положения, поскольку принимал в расчет не только то значение, которое имели
события в прошлом,