из служащих обнаружил
его в управлении, тщательно рассматривающего какие-то документы. Наконец он
поднял голову и сказал, почесывая свой затылок: 'Да-а, я могу понять, что
пролетариат всего
241
Совесть: поиск истины
мира должен объединиться, но вот что я не могу понять, это почему они
решили делать это в Ростове-на-Дону'.
-- Сегодня ночью, -- сказал серьезно Захаров, -- у нас будет горячая
вода. Мы сможем помыть свои лица, почистить свои зубы и позволить себе все
подобные непривычные развлечения.
~ Не перебивайте меня, -- сказал Успенский. -- Я заметил, что все
полицейские Москвы знали меня по имени, потому что, в отличие от остальных
людей, я, когда был пьян, всегда пытался улаживать ссоры, а не начинать их.
Кроме того, я, бывало, давал им большие чаевые. И все швейцары ресторанов
знали меня, и когда у них начиналась какая-то ссора, они часто звонили мне и
просили к ним заглянуть и остановить происходящее. Помню, как-то ночью я
пришел домой с левым рукавом моего без вести пропавшего пальто. Как и где я
потерял его, я так никогда и не узнал, несмотря на то, что я приложил
достаточно много усилий к обдумыванию этого вопроса. В самом деле, я однажды
думал, не написать ли мне книгу об этом.
-- Ну, -- сказал я, -- мне бы хотелось знать, где мы будем через месяц?
Они оба повернулись ко мне: -- Совершенно ясно, что вы никогда не жили
под большевиками. Если бы вы жили, то не задавали бы подобных вопросов. Вы
бы приобрели психологию, которая не позволяла бы таких размышлений.
-- И все-таки, -- сказал Успенский, -- когда я жил под большевиками в
прошлом году, я однажды задумался о своем будущем. Я был в Ессентуках, на
Северном Кавказе. Большевики реквизировали все книги и сложили их в школе. Я
пошел к комиссару и попросил сделать меня библиотекарем. Прежде я был там
учителем. Вы не знаете, что я был учителем после революции, не так ли? (Он
повернулся ко мне.) Да, я был также и привратником. Итак, комиссар в
точности не знал, кто такой библиотекарь, но я объяснил ему. Он был простой
человек и начал почти бояться меня, когда услышал, что я сам писал книги.
Так что он сделал меня библиотекарем, и я повесил большое объявление на
двери: 'Советская Библиотека Ессентуков'. Моей идей было сохранить книги в
безопасности, не перемешивать их, так, чтобы когда большевики уйдут, их
можно будет вернуть своим владельцам. Я хорошенько их расклассифицировал, и
проводил свое время за их чтением. Затем одной ночью пришли казаки и изгнали
большевиков. Не обращая внимания на стрельбу, я побежал к школе и стер слово
'советская', в страхе, что придут казаки и все уничтожат, так что оставил
просто 'Библиотека Ессентуков'. На следующий день я начал вручать книги
обратно их хозяевам. Ни души не было в библиотеке за все это время, поэтому
ей не было причинено никакого вреда'.
-- Тем не менее, -- сказал Захаров, -- вопрос Бечхофера име-
242
П. Д. Успенский!
ет некоторый теоретический интерес. Мне тоже интересно, где мы
будем спустя месяц.
- Вы можете интересоваться столько, сколько вам нравится, -
ответил Успенский, - но вы никогда не найдете водки лучше, эта. Месяц
спустя я написал следующее в своем дневнике:
'Теперь я могу ответить на свой вопрос. Я в Новосибирске, пишу это.
Успенский, полагаю, в Екатеринодарс, пытается увезти свою жену на
сравнительно безопасный морской берег. Я не знаю, увижу ли я его
когда-нибудь снова. Захаров умер три дня назад от оспы, подхваченной в
Ростове в то самое время, когда мы жили с ним. И большевики сейчас в
Ростове'.
Совесть: поиск истины
П. Д. УСПЕНСКИЙ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК
Успенский умер почти полвека назад, а его книги по-прежнему покупаются
и читаются. Шесть книг на английском языке - 'Странная жизнь Ивана Осокина',
'ТегНит Огдапит', 'Новая Модель Вселенной', 'Психология Возможной Эволюции
Человека', 'В Поисках Чудесного' и 'Четвертый Путь' продаются в год в
количестве около сорока тысяч экземпляров. Они были переведены на
французский, немецкий, испанский и другие языки, В то же время его учение,
которое ученики Успенского называют 'Работой' или 'Системой', как и сама
фигура учителя, фактически остаются неизвестными. По словам самого
Успенского, Система не может изучаться по книгам; если бы это было