базы русской жизни, в невероятно разнородных
политических взглядах, превалирующих среди интеллигенции России,
варьирующихся от патриотического шовинизма до анархического пацифизма, и,
главным образом, в нестабильности русской политической жизни, целиком
теоретическом и демагогическом характере главных политических партий и
тенденций России. Не было ни одной партии, созданных в ответ на реально
существующие события. Все сопротивляющееся большевизму[7]
состояло лишь из теорий, теорий и фраз, очень часто одинаковых с теми, что
употребляли сами большевики.
Большевики знали, к чему они стремились; никто другой не знал. Это
причина их успеха. Конечно, их успех только временный, так как, собственно
говоря, никто не может быть большевиком вечно. Это болезнь, от которой люди
или выздоравливают, или, если микробы проникли слишком глубоко в организм,
умирают.
В последнее время стало распространенным сравнение большевизма с
болезнью. Это верно, но не достаточно. Большевизм -- это не только болезнь;
это смерть, и очень быстрая смерть, или это не настоящий большевизм.
224
П. Д. Успенский
В целом, большевизм -- это катастрофа, гибель.
Это то, что вы не понимаете, а сделать это вы можете, только если
изучите нашу историю за последние три года.
Все политические тенденции, существовавшие до революции, можно
разделить на четыре группы. Первая -- монархическая, то есть она
поддерживала правительство. Она состояла из людей, которые симпатизировали
правительству, частично основываясь на принципах, частично из личных
интересов. Теоретически, они хотели возвращения самодержавия, но в
действительности их желанием было только восстановить и сохранить свое
привилегированное положение. Эти люди не образовали определенной
политической партии. Последняя была сформирована различными организациями
благородных политических групп наподобие 'Союз русского народа' или 'Союз
Михаила Архангела'. Их программы и тактики были очень ограниченными, и
состояли главным образом в подаче петиций и получении от
правительства специальных дотаций, а также в организации еврейских
погромов.
Вторая группа была образована 'октябристами'. Эта партия появилась из
революции 1905-го, и ее официальная цель была осуществление принципов,
включенных в манифест императора от 17-го октября, в котором России
обещались все виды свобод. Реальной деятельностью этой фракции была борьба
против любых подобных осуществлений. Она состояла из богатых буржуа и
представителей бюрократии или интеллигенции, которым нравились либеральные
настроения, при этом не желая отделяться от правительства. Хорошо известный
анекдот рассказывает, как император Николай II, желая угодить кому-то,
сказал: 'Я первый октябрист России'. Комментарием на это было: 'Поэтому он
подписал манифест, но не выполнил его'.
Третья группа включала в себя так называемых 'кадетов', что является
комбинацией первых букв Конституционно-Демократической партии. Ее программа
была слишком теоретической; ее источник был найден в политических кружках,
собиравшихся вокруг Московского Университета. Они хотели оставаться
'легальными', и поэтому публично не объявляли своих подлинных
республиканских и социалистических тенденций. Ее активный элемент составляли
члены бывшего Земского Союза, которые присоединились к партии некоторое
время спустя после ее образования. Но они были ограничены программой своей
партии, принципы которой имели скорее важность политической платформы, чем
чего-либо другого -- например,
всеобщее избирательное право на принципах прямого, тайного и
равноправного голосования.
Если октябристы были лицемерны в одном, то кадеты -- в другом, но и те,
и другие одинаково не соответствовали тому, что они за-
8-1876
225
Совесть: поиск истины
являли. Им мешал спорный характер некоторых пунктов в их программе и
определенная 'партийная дисциплина'. Многие из се членов были чрезвычайно
почтенные, уважаемые и энергичные люди, которые создали группы отчасти вне
собственной партии. Они были совершенно потеряны среди званий и шеренг
партии, и масса наиболее важных членов, что имели реальный, существенно
важный политический опыт и знали страну и людей,