В
действительности сознание есть особого рода отдавание себе отчета,
осведомленность о том, кто я, где я, а затем -- о том, что я знаю, чего не знаю
и т.д.
Только сам человек может знать: 'сознателен' ли он в данный момент или нет.
Это было давно доказано одним из направлений в европейской психологии, которое
понимало, что лишь сам человек способен знать нечто относительно себя самого.
Применительно к вопросу о сознании это означает, что лишь сам человек может
знать, существует сознание в данный момент или нет. Это означает, что
присутствие или отсутствие сознания у человека невозможно проверить с помощью
наблюдения его внешних действий. Этот факт, как было сказано мною, был давно
установлен, но важность его никогда не понималась в полной мере, поскольку он
всегда сочетался с пониманием сознания как ментального процесса или умственной
деятельности. Если человек сознает, что до мгновения этой вспышки сознания он
не был сознателен, а затем забывает о ней (или даже запоминает), то говорить о
сознательности не приходится. Это лишь воспоминание о сильной вспышке сознания.
Теперь я хочу привлечь ваше внимание к другому факту, мимо которого проходят
все современные школы психологии.
Неоспоримо, что сознание человека, что бы оно ни значило, никогда не
остается в одном и том же состоянии. Оно либо есть, либо нет. Высшие моменты
сознания создают память. Другие моменты человек попросту не запоминает.
Это больше, чем что бы то ни было, создает у него иллюзию постоянства сознания,
непрерывности отдавания себе отчета.
Некоторые школы современной психологии отрицают сознание, отрицают даже
нужду в таком термине, но это не более чем экстравагантность или недоразумение.
Другие школы, если только к ним применимо это слово, говорят о состояниях
сознания, имея в виду мысли, чувства, движущие импульсы и ощущения. Эти школы
базируются на фундаментальной ошибке: смешении сознания с психическими
функциями. О них мы поговорим далее.
В действительности современная мысль в большинстве случаев по-прежнему
держится старой формулы, согласно которой у сознания нет степеней.
Общее, хотя и молчаливое принятие этой идеи, даже если оно вступает в
противоречие с позднейшими открытиями, останавливает многочисленные возможности
наблюдения вариаций сознания.
Фактом является то, что сознание имеет вполне видимые и наблюдаемые степени,
конечно же, видимые и наблюдаемые у себя самого.
Во-первых, имеется длительность: можно сказать, как долго некто был в
сознании.
Во-вторых, частота появления -- как часто он становится сознательным.
В-третьих, степень и глубина проникновения в то, что осознается, --
они могут сильно меняться вместе с ростом человека.
Если мы возьмем только первые две степени, мы сумеем понять идею возможной
эволюции сознания. Эта идея связана с чрезвычайно важным фактом, хорошо
знакомым представителям древних психологических школ, таким, например, как
авторам 'Филокалии', но совершенно недоступным европейской философии и
психологии последних двух или трех веков. Этот факт заключается в том, что
сознание может стать непрерывным и контролируемым посредством специальных
усилий и особого рода обучения.
Я постараюсь объяснить, как можно изучать сознание. Возьмите в одну руку
часы и смотрите на другую свою руку, стараясь отдавать отчет о себе самом,
и сосредоточьтесь на мысли: 'Я -- Петр Успенский', 'Я существую здесь и теперь'.
Старайтесь ни о чем другом не думать, просто следите за движениями руки и
находитесь в сознании самих себя, своего имени, своего существования и места,
где вы находитесь. Все остальные мысли отгоняйте.
Если вы будете настойчивы, то вас хватит на две минуты. Это и есть предел
вашего сознания. А если вы попробуете вскоре повторить опыт, то обнаружите,
что вам будет труднее его проводить, чем в первый раз.
Этот эксперимент показывает, что человек в своем естественном состоянии с
величайшими усилиями способен быть сознательным по поводу одного предмета
(себя самого) пару минут, а то и меньше.