Петр Демьянович Успенский

Психология и космология возможного развития человека

В

действительности сознание есть особого рода отдавание себе отчета,

осведомленность о том, кто я, где я, а затем -- о том, что я знаю, чего не знаю

и т.д.


Только сам человек может знать: 'сознателен' ли он в данный момент или нет.

Это было давно доказано одним из направлений в европейской психологии, которое

понимало, что лишь сам человек способен знать нечто относительно себя самого.


Применительно к вопросу о сознании это означает, что лишь сам человек может

знать, существует сознание в данный момент или нет. Это означает, что

присутствие или отсутствие сознания у человека невозможно проверить с помощью

наблюдения его внешних действий. Этот факт, как было сказано мною, был давно

установлен, но важность его никогда не понималась в полной мере, поскольку он

всегда сочетался с пониманием сознания как ментального процесса или умственной

деятельности. Если человек сознает, что до мгновения этой вспышки сознания он

не был сознателен, а затем забывает о ней (или даже запоминает), то говорить о

сознательности не приходится. Это лишь воспоминание о сильной вспышке сознания.


Теперь я хочу привлечь ваше внимание к другому факту, мимо которого проходят

все современные школы психологии.


Неоспоримо, что сознание человека, что бы оно ни значило, никогда не

остается в одном и том же состоянии. Оно либо есть, либо нет. Высшие моменты

сознания создают память. Другие моменты человек попросту не запоминает.

Это больше, чем что бы то ни было, создает у него иллюзию постоянства сознания,

непрерывности отдавания себе отчета.


Некоторые школы современной психологии отрицают сознание, отрицают даже

нужду в таком термине, но это не более чем экстравагантность или недоразумение.

Другие школы, если только к ним применимо это слово, говорят о состояниях

сознания, имея в виду мысли, чувства, движущие импульсы и ощущения. Эти школы

базируются на фундаментальной ошибке: смешении сознания с психическими

функциями. О них мы поговорим далее.


В действительности современная мысль в большинстве случаев по-прежнему

держится старой формулы, согласно которой у сознания нет степеней.

Общее, хотя и молчаливое принятие этой идеи, даже если оно вступает в

противоречие с позднейшими открытиями, останавливает многочисленные возможности

наблюдения вариаций сознания.


Фактом является то, что сознание имеет вполне видимые и наблюдаемые степени,

конечно же, видимые и наблюдаемые у себя самого.


Во-первых, имеется длительность: можно сказать, как долго некто был в

сознании.


Во-вторых, частота появления -- как часто он становится сознательным.


В-третьих, степень и глубина проникновения в то, что осознается, --

они могут сильно меняться вместе с ростом человека.


Если мы возьмем только первые две степени, мы сумеем понять идею возможной

эволюции сознания. Эта идея связана с чрезвычайно важным фактом, хорошо

знакомым представителям древних психологических школ, таким, например, как

авторам 'Филокалии', но совершенно недоступным европейской философии и

психологии последних двух или трех веков. Этот факт заключается в том, что

сознание может стать непрерывным и контролируемым посредством специальных

усилий и особого рода обучения.


Я постараюсь объяснить, как можно изучать сознание. Возьмите в одну руку

часы и смотрите на другую свою руку, стараясь отдавать отчет о себе самом,

и сосредоточьтесь на мысли: 'Я -- Петр Успенский', 'Я существую здесь и теперь'.

Старайтесь ни о чем другом не думать, просто следите за движениями руки и

находитесь в сознании самих себя, своего имени, своего существования и места,

где вы находитесь. Все остальные мысли отгоняйте.


Если вы будете настойчивы, то вас хватит на две минуты. Это и есть предел

вашего сознания. А если вы попробуете вскоре повторить опыт, то обнаружите,

что вам будет труднее его проводить, чем в первый раз.


Этот эксперимент показывает, что человек в своем естественном состоянии с

величайшими усилиями способен быть сознательным по поводу одного предмета

(себя самого) пару минут, а то и меньше.


Самый важный вывод после такого