условия. Нарушение этих
условий приводит к разрушению школы. Если бы в Кантоне или Вансьене
существовали школы, их можно было бы сейчас уничтожить, и они прекратили
бы свое существование.
В. Идеи остаются?
О. Идеи не могут летать. Идее нужна человеческая голова. Школы не
состоят из идей. Вы все время забываете о том, что школа учит нас
совершенствовать свое бытие.
В. В прошлом никакие идеи не записывались?
О. Может быть и нет, но идеи могут быть записаны в различных
формах; они могут быть записаны так, что никто не поймет их без объяснений
знающих людей или без изменения бытия. Возьмите Евангелия: они зашифрованы.
Чтобы расшифровать их, нужно иметь ключ. Иначе они превращаются в обычное
повествование, сомнительное с исторической точки зрения и нередко оказывающее
на людей нежелательное воздействие.
В. Даст ли система ключ к пониманию Евангелия?
О. Некоторые ключи. Вряд ли можно ожидать, что вы получите все
ключи сразу. Многие из них приходят только с изменением бытия: знания бывает
недостаточно. Вы опять забываете о бытии. Изменение бытия означает связь с
высшими центрами. Высшие центры могут понять многие вещи, обычным центрам
недоступные.
В. Являются ли школы саморазвивающимися?
О. Что вы под этим понимаете? Если ваш вопрос касается происхождения
школ, то саморазвивающимися их назвать нельзя, потому что одна школа должна
обязательно вырастать из другой.
В. Может ли какая-либо школа достичь более высокого уровня, чем та,
из которой она выросла?
О. Да, если она работает в соответствии с методами и
принципами школьной работы. Тогда школа может развиваться. Но не забывайте, что
уровень школы зависит от уровня бытия находящихся в ней людей.
В. Вы сказали, что о том, как спастись, можно узнать только от тех,
кто спасся сам?
О. Совершенно верно, я говорил об этом, когда приводил аллегорию с
тюрьмой. Это как раз и означает то, что одна школа должна иметь свое начало в
другой.
В. Вес ли, находящиеся в школе, могут из человека No 4 стать человеком
No 5, или такая возможность существует лишь для немногих?
О. В принципе, никаких ограничений нет. Но вы должны понять, что
между человеком No 4 и человеком No 5 существует огромная разница. Человек No 4
-- это человек, который обрел постоянный
центр тяжести, но во всем остальном он ничем не отличается от других людей.
Человек No 5 -- это нечто совсем иное. Он обладает единством, он имеет постоянное
'я', ему присуще третье состояние сознания, то есть самосознание. Это означает,
что он пробужден, что он может всегда, когда ему нужно, помнить себя, что в нем
функционирует высший эмоциональный центр, и это даст ему многие новые
возможности.
В. Следовательно, нужно стремиться к тому, чтобы стать человеком No
5?
О. Сначала вы должны подумать о том, как стать человеком No 4, иначе
вес это будет не более чем фантазиями.
В. У человека No 4 меньше 'я'?
О. Может быть даже больше, но он лучше умеет их контролировать.
В. Ближайшая цель, которую вы рекомендуете нам перед собой
поставить, заключается в полном прекращении эмоциональной жизни?
О. Нет, как раз наоборот, эмоциональная жизнь очень важна. Система
говорит об устранении негативных эмоции. Негативные эмоции -- это промежуточное
состояние между нормой и безумием. Человека, центр тяжести которого находится в
негативных эмоциях, нельзя назвать здоровым. Он не в состоянии развиваться. Сначала
он должен стать нормальным.
В. Я задал вопрос о прекращении эмоциональной жизни потому, что вы
говорили, что вес наши эмоции потенциально негативны.
О. Потенциально -- да, но ото не означает, что все они становятся
негативными. Эмоциональный центр является наиболее важным для нашего развития.
Есть многие вещи, которые можно понять только с помощью эмоционального центра.
Интеллектуальный центр весьма ограничен, он никуда нас не приведет. Будущее
принадлежит эмоциональному центру. Следует, однако, понять, что в